Правые Боливии

Страна очень сильно расколота по национальному признаку. Там больше половины населения, свыше 55 процентов, — индейцы кечуа и аймара, часть метисы и процентов 15 — белые. Все белые настроены якобы либерально и против любого индейца-президента. Белые Боливии ненавидят Моралеса и индейцев (в основной массе — крестьян). Кстати, он, испуганно прилетев в Мексику, обозвал белых протестующих предателями Родины, путчистами и расистами. У нас это мало понимают, но такое обвинение праволиберальной оппозиции зиждется прежде всего на том, что они действительно расисты и ненавидят индейцев.

Потому что традиционно в Боливии власть принадлежала белым потомкам испанцев, а тут раз тебе — и индеец. Ситуация похожа на ту, что была в Южной Африке, когда власть принадлежала белому меньшинству, а черные против этого сильно выступали. Можно провести такие же параллели.

И на протяжении всего правления Моралеса белые пытались его так или иначе скинуть. Но им это не удавалось 14 лет. Белые Боливии смотрят на свою жизнь, и им по большому счету все равно, как живет индейское население, чем оно питается.

Но о какой-то значительной роли элиты, среднего класса говорить не приходится. Есть несколько сотен белых семей, которые хотели смены власти, видеть у руля страны белого человека. И всё.

Не все индейцы имеют доступ в интернет, пишут в основном жители Ла-Паса и белые. Та самая правая оппозиция. Они поливают грязью и Моралеса, и министра обороны. Но есть и такие вкрапления: «Вы негодяи, белые предатели Родины, фашисты совершили госпереворот, теперь все отдадите иностранцам, а Моралес — самый честный и достойный президент Боливии, который когда-либо был». Цветные все понимают, но сделать ничего не могут.

Левые берут реванш в основном путем нечестных выборов. И вся тенденция сейчас крутится вокруг левого поворота. Американцы чувствуют, что расклад сил в Латинской Америке не в их пользу, и пытаются ломать ситуацию через колено. Так же случилось и в Бразилии в 2018 году, когда бывшего президента Лулу да Силву взяли и упекли в тюрьму, а он должен был якобы победить, между прочим. И там бы сейчас правил не Жаир Болсонару, бразильский Дональд Трамп, а Силва, левый президент. Сейчас левый политик Альберто Фернандес победил в Аргентине, Чили бунтует, левые — тоже.

Если говорить конкретно про Боливию, то там совершился военный переворот. Американцы подкупили армию, точнее армейскую верхушку, как они это делают везде. Вообще, военные в странах Латинской Америки за редким исключением (Никарагуа, Куба, естественно) настроены проамерикански, так как многие из них учились в США. Американцы уже много десятков лет используют эту тактику: учат латиноамериканских военных в своих учебных заведениях, постоянно проводят совместные маневры и таким образом настраивают военных из южно-американских стран в нужном им направлении.

Американцы не случайно приглашают к себе латиноамериканских военных. Обучая у себя чилийцев, аргентинцев, бразильцев, они делают из них «спящих агентов». Все эти военные на учете, контроле, с ними очень легко работать. Когда нужно, к ним обращаются. И потом надо понимать, что такая вещь, как деньги, в бедном латиноамериканском регионе играет большую роль.

Вообще, в Латинской Америке сила президента определяется тем, в какой степени его поддерживает армия и силы безопасности. Почему, например, Мадуро не свергли? Потому что армия стоит на его стороне. Это ключевой момент.

Американцы, конечно, извлекли урок из венесуэльских событий. Они заранее поработали с боливийской военной верхушкой. Поэтому так быстро и удачно все получилось и Моралес покинул страну. Хотя полиция и армия его хотели арестовать, но защитили президента как раз простые индейцы. При этом надо понимать, что в Боливии и Венесуэле все-таки разный народ. Венесуэльцы более цивилизованные, не то что в Боливии.

Несмотря на все успехи, Боливия — это в основном безграмотная и забитая страна. Население состоит в большинстве своем из коренных индейцев. Это потомки тех самых племен, которые жили там 500 лет назад. Они танцуют свои танцы, жуют листья коки, не умеют читать, очень доверчивые, их легко обмануть и подкупить, потому что почти все бедные. И при этом индейцы Боливии остаются забитыми людьми, а когда над ними свистят пули, они разбегаются по домам.

Фрагмент интервью на БО