скинхеды-моджахеды

Автор явно сочувствует «разочаровавшимся» в исламе жителям ЕС. Они часто становятся изгоями, когда критикуют веру отцов. Но он не поддерживает их в одном случае — когда «отступники», борясь с якобы негуманной религией, сближаются с ультраправыми. Ведь нацисты тоже винят ислам во всех бедах Европы.

L’OBS (Франция): #ExMuslim — бывшие мусульмане, которые критикуют ислам. Оригинал публикации: #ExMuslims, ces anciens musulmans qui fustigent l’islam.

Пришедшее из Германии и Великобритании движение #ExMuslim набирает силу во Франции. Эти бывшие мусульмане отстаивают свое право на отступничество от мусульманства и критику ислама. До каких пределов они дойдут — уж не до заигрываний ли с ультраправыми?

Вот перед нами женщина, которая променяла ислам на полюбившегося ей Иисуса — и с тех пор стала целью нескончаемой «физической и словесной агрессии». Другая отошла от веры, но продолжает носить исламскую вуаль при муже. 16-летняя лесбиянка больше не чувствует себя мусульманкой, но после признания отец клятвенно заверил ее, что с такими склонностями она будет гореть в аду. Такие рассказы бывших мусульман, «отступников от ислама», множатся в социальных сетях и все чаще сопровождаются хэштегом #ExMuslim. Это движение уже оформилось за границей, но только набирает силу во Франции и остается у нас малоизвестным, несмотря участие в нем ряда знаковых деятелей, таких как бывшая журналистка «Шарли Эбдо» Зинеб эль-Разуви. В чем цель этих «бывших мусульман»? Отстоять свободу совести и право на критику не только исламизма, но и саму по себе религию ислама. Пусть даже во Франции этим нередко пытаются воспользоваться ультраправые…

Первые из «покаявшихся» провели в 2007 году демонстрации в Германии и Великобритании по инициативе иранок Мины Ахади и Марьям Намази. С тех пор два этих «пионерских», проложивших путь остальным отделения сохраняют центральное положение в международной сети. За 12 лет по всему миру появилось не менее 25 «советов бывших мусульман» или аналогичных организаций. Как отмечает Марьям Намази, каждое из таких отделений обладает автономией, но должно заявить о поддержке общего манифеста. Этот документ утверждает, что члены организации не принимают «запрет на уход из ислама», что они встают на защиту «разума, всеобщих ценностей и прав и светского общества». Они также приветствуют «свободу критики религии» и выступают за право для граждан самим решать, быть ли им верующими или атеистами. Наконец, организация выступает за «разделение религии и государства». Неоднократно проводились международные встречи, а в 2017 году увидела свет официальная коалиция.

Во Франции, где, по данным Института Монтеня, от ислама отходят 15% детей французских мусульман, ассоциация появилась лишь в 2013 году. Валид аль-Хусейни стал одним из ее первопроходцев. В своей родной Палестине этому 30-летнему мужчине довелось побывать за решеткой из-за атеистических взглядов. Он прибыл в Париж как беженец в 2012 году и нашел «ангела хранителя» в лице господина Бернара Шальша (Bernard Schalscha), близкого соратника философа Бернара-Анри Леви (Bernard-Henri Lévy). Тот приютил его, помог ему устроиться и познакомил его с «парижскими политическими кругами». В скором времени с ним связалась британка Марьям Намази, которая видела в нем хороший символ для движения бывших мусульман по другую сторону Ла-Манша. 6 июля 2013 года он, в том числе при поддержке писательницы Каролин Фурест (Caroline Fourest) объявил о формировании Совета бывших мусульман Франции (СБМФ). «Мы хотели заявить о нашем существовании», — объясняет Валид аль-Хусейни.

Шесть лет спустя совет напоминает пустую оболочку: у него нет ни законной структуры, ни интернет-сайта, ни помещения. По словам активиста, на момент формирования структура насчитывала порядка 22 человек. А сейчас их около сотни. «Было трудно активно работать, — признает с самого начала вступившая в него Атика Самрах. — Члены-основатели выходили из-за угроз. Нас много в социальных сетях, но у нас нет настоящего объединяющего проекта». У Бернара Шальша есть другое объяснение: «СБМФ ничего не делает как таковой. Валид не смог раскрутить эту структуру. Он представляет все так, словно один ведет героическую борьбу с исламизмом».

«Фашосфера*»

Хотя совет прозябает, риторика этого лидера бывших мусульман находит немалый отклик: более 40 000 подписчиков в Twitter и целый фан-клуб в Facebook. Влияние Валида так велико, что в 2015 году его дважды приглашали в Национальное собрание для обсуждения исламизма и свободы слова. Его поведение может быть намеренно провокационным. Мы встречаемся с ним за столиком парижского кафе, где он с напряженным лицом говорит, что «хиджаб — это рабство», и что в «Сен-Дени работают одни мусульмане» (Сен-Дени — злачный район Парижа, имеющий славу места для сомнительных развлечений, связанных с алкоголем и сексом, прим. ред.). «Его заносит, — вздыхает Бернар Шальша. — Он может связаться с ультраправыми, которые его просто используют. Он даже может повторять глупости вроде: Франция капитулировала перед исламистами».

* — Во Франции в последние годы активно развивается так называемая «фашосфера» (от слова «фашизм») – масса праворадикальных сайтов, блогов и СМИ, порождающих огромное количество правых новостей и якобы дезинформации. Особенно активизировалась их деятельность накануне президентских выборов, на которых все же победил либерал Макрон (прим. ПН14).

Некоторые из его интервью были даны СМИ, на которых стоит печать «фашосферы». В частности, он делает следующее заявление на сайте группы «Светский отпор»: «Часть Европы превратится в кварталы, которые смогут потягаться с самыми отсталыми странами мусульманского мира». В 2015 году близкий к израильским ультраправым сайт «Europe Israël» опубликовал запись из его блога под названием «Почему я отрекся от ислама». Французский корреспондент сайта утверждает, что неоднократно встречался с ним, хотя сам палестинец все опровергает. В 2017 году Валид аль-Хусейни выпустил вторую книгу «Французское предательство: разоблачение коллаборационистов радикального ислама» и выбрал для ее публикации издательство Ring, в котором также печатался антииммиграционный публицист Лоран Обертон (Laurent Obertone). После выхода книги близкий к «Национальному объединению» бывший полицейский Себастьен Жалламион (Sébastien Jallamion) выложил в Twitter фотографию с ним после «встречи» и «беседы». Аль-Хусейни в свою очередь утверждает, что не знаком с ним. «Я не лезу в политику, — возражает он. — Мне не нравятся ультралевые, которые хотят заткнуть нам всем рот, и ультраправые, которые стремятся использовать нас. Мы, как бывшие мусульмане, должны заниматься сферой идей, а не политикой».