Сорос

Атаки на Сороса в рамках слушаний по импичменту разжигают антисемитскую полемику.

Ближе к концу марафона слушаний по вопросу об импичменте в Палате представителей в прошлом месяце бывшая помощница Белого дома по национальной безопасности Фиона Хилл связала нападки консерваторов на Джорджа Сороса с «самым распространенным антисемитским клише, которое у нас есть в истории».

«Антисоросовские теории, усиленные консерваторами, — это «новые «Протоколы сионских мудрецов», – сказала Хилл конгрессменам, ссылаясь на печально известную правду начала 20-го века, где утверждалось, что существует еврейский заговор с целью контроля над миром. Ее комментарий привлек новое внимание к роли еврейской идентичности Сороса в долговременном изображении миллиардера-либерала, который использует свое богатство для манипулирования событиями в своих собственных интересах.

Действительно, статус Сороса как врага крайне правых предшествовал украинской драме, которая поставила президента Дональда Трампа на грань импичмента. Но 89-летний филантроп и финансист родом из Венгрии сыграл ключевую роль в повествовании, сотканном из необоснованных заявлений о коррупции, которые союзники президента Дональда Трампа использовали для его защиты во время процесса импичмента. Некоммерческая организация Сороса, Фонд «Открытое общество», осуждает некоторые из этих заявлений как антисемитские, громко заявляя об этом, так же как она делала это со середины 2017 года, когда ультраправое правительство Венгрии развернуло рекламную кампанию против Сороса, также раскритикованную как антисемитская.

В Соединенных Штатах президент фонда в прошлом году публично раскритиковал как необоснованные заявления консерваторов о том, что Сорос финансировал миграцию из Центральной Америки. «Речь идет о чем-то гораздо большем и гораздо более опасном», чем критика самого Сороса, сказала в интервью Лора Зильбер, директор фонда по связям с общественностью. «Это способ дегуманизации, чтобы было легко ненавидеть еврея, и этот человек становится символом организации». Во время своего закрытого выступления в Конгрессе в октябре Хилл засвидетельствовала, что и она, и уволенный посол США на Украине Мари Йованович почувствовали, что находились под угрозой по причине того, «что, по правде говоря, является антисемитской теорией заговора», связывавшей их с Соросом. Хилл сказала конгрессменам, что один лоббист Республиканской партии попытался уволить ее, назвав ее «кротом Сороса в Белом доме», а советник Госдепартамента по Украине Кэтрин Крофт также подтвердила, что другой лоббист Республиканской партии настаивал на увольнении Йованович, ссылаясь на ее предполагаемую связь с Соросом.

Пока расследование по импичменту разбиралось в отказе Трампа помогать Украине, союзники президента распространили утверждения, в которых отсутствуют доказательства того, что украинская некоммерческая организация, частично финансируемая фондом Сороса, была причастна к попыткам подорвать авторитет Трампа и Пола Манафорта, его бывшего главы избирательной кампании. Адвокат Трампа, Руди Джулиани, заявил в сентябре на ABC, что «компания Джорджа Сороса финансировала» усилия Украины по срыву выборов 2016 года — утверждение, лежащее в основе развенчанной теории заговора, продвигаемой некоторыми в Республиканской партии, чтобы помочь Трампу во время битвы за импичмент. Украинская антикоррупционная некоммерческая организация, о которой идет речь, получила 17% своего финансирования с момента своего основания в 2012 году от Фонда Сороса, при этом правительство США, правительство Нидерландов и Европейский союз также предоставляли ей финансовую поддержку.

Необоснованные теории, связанные с Соросом, появлялись и в других местах. Джулиани заявил на CNN в сентябре, что украинская некоммерческая организация создала «фальшивый документ», чтобы навредить Манафорту. Появившись на «Fox Business» в прошлом месяце, адвокат – трампист Джо ДиДженова заявил, что либерал Сорос «хочет управлять Украиной» и «контролирует очень большую часть» дипломатической службы Государственного департамента. «Так много актов жестокости и насилия в отношении нас со всех сторон исходили из какой-то версии этого клише, заключающегося в том, что у евреев есть какой-то тайный глобальный заговор, который осуществляет контроль над лицами, принимающими решения», – сказал раввин Йона Песнер, директор Центра религиозного действия, относящегося к реформистскому иудаизму. Эта идея «неизменно ведет к актам насилия против евреев и должна быть осуждена независимо от того, где она проявляется», добавил он.

Генеральный директор Антидиффамационной лиги Джонатан Гринблатт призвал тех, кто «находится на руководящих постах», помочь остановить распространение антисемитской риторики, «четко и убедительно заявив об этом». «Вполне уместно критиковать Сороса и некоторые из его благотворительных или политических пожертвований», – сказал Гринблатт, чья организация в прошлом месяце присоединилась к фондам Сороса, которые просили «Fox» убрать ДиДженова из эфира после его заявлений. «Я, конечно, не согласен со всем этим. Но вы можете делать это так, чтобы это не было антисемитизмом». Марк Коралло, пресс-секретарь ДиДженова, ответил в своем заявлении: «Критика крайне левой политики и чрезмерного влияния г-на Сороса и его сетей в Демократической партии и в некоторых органах нашего правительства не является антисемитизмом». «Для любого, кто предполагает обратное, это просто еще одна тактика левых — выдвигать обвинения в расовых или религиозных предубеждениях там, где их нет, чтобы оклеветать консерватора», – продолжил Коралло. ДиДженова появился на «Fox Business» на этой неделе.

Один консервативный ученый, Гленн Бек, которого на прошлой неделе упрекнули за то, что он использовал антисемитские клише против Сороса, сказал, что он перестанет использовать образы кукловода, чтобы изобразить филантропа, когда он защищал свою собственную критику как свободную от предвзятости. Признавая, что «некоторые нападки на Джорджа Сороса могут быть основаны на антисемитизме», Бек сказал зрителям, что «законная критика Джорджа Сороса не связана и не мотивирована каким-либо антисемитизмом». Нил Страусс, пресс-секретарь Республиканской еврейской коалиции, сказал, что Бек был прав, избегая образа кукловода, который исторически был связаны с антисемитизмом. Но Страусс предостерегал от попыток использовать «религию в качестве щита от критики» со стороны людей, принадлежащих к любой вере, которые используют «деньги и влияние, чтобы влиять на политику страны». «Мистеру Соросу разрешено делать это … люди могут критиковать его за это», – сказал Страусс. «Это не имеет ничего общего с его религией».

11 декабря Трамп должен подписать указ, который расширит определение антисемитизма федерального правительства с целью обуздать дискриминацию в кампусах, что приветствуется некоторыми адвокатами – евреями в Америке, но критикуется другими как ограничение свободы слова. Критика Сороса в Соединенных Штатах со стороны республиканцев часто связана с его финансовой поддержкой демократических кандидатов и групп. За границей Сорос выделил значительные гранты в Восточной Европе и за ее пределами для продвижения демократических ценностей и гражданского общества, причем общие расходы его фондов начиная с 1982 года превысили 15 миллиардов долларов. Хилл, занимавшая должность старшего директора Совета национальной безопасности по Европе и России до ухода из администрации Трампа в начале этого года, занимала неоплачиваемый пост консультанта в одном из проектов фондов Сороса, который закончился в 2006 году.

Независимо от того, является ли антиросоросовская риторика сознательной предвзятостью, американские евреи, обеспокоенные снижением чувствительности к антисемитским стереотипам, и предупреждают, что их распространение несет проблемы. Консерваторы, критикующие Сороса, сосредоточились на его поддержке беженцев и мигрантов, а преступник, убивший 11 евреев в синагоге в Питтсбурге в прошлом году, до нападения поделился в Интернете антисемитскими рассуждениями о поддержке евреями беженцев. За несколько дней до стрельбы в синагоге Соросу и другим влиятельным либералам послал бомбы в посылках мужчина из Флориды, который, по словам федеральных прокуроров, заранее изучил свои цели.

Дебора Липштадт, профессор Университета Эмори и эксперт по антисемитизму, отметила, что «вам не нужно быть антисемитом, чтобы позволить антисемитизм». «Мой вопрос не в том, что находится в сердце человека — это предмет разговора между ним и его кардиологом», – сказала Липштадт. «Мой вопрос: что они допускают? Что они делают?»

apnews