Ультраправые движения в России в последние годы стали почти незаметными. Раскол в среде националистов, произошедший в 2014 году в связи с событиями в Украине, силовое давление государства на ультраправую среду и смена политической повестки официальной пропагандой почти свели их активность на нет.

Однако в уходящем году ультраправые и националистические группы сделали несколько заметных попыток реанимироваться, и окологосударственные структуры и СМИ не остались от этого процесса в стороне. Тенденции-2019 на ультраправом фланге освещает аналитический доклад антифашистского еврейского центра «птица» о публичной активности ультраправых групп. Публикуем фрагмент текста.

Летом-осенью 2019 года на ультраправом фланге стали более или менее активно предприниматься попытки преодолеть раздробленность и маргинальность. «Старые игроки», то есть движения, образованные сравнительно давно, анонсировали несколько объединительных проектов, а двое даже обратились в Минюст за регистрацией своих групп в качестве политических партий. Особенно активны здесь были различные осколки признанного в 2015 году экстремистским Объединения «Русские», но не исключительно. Кроме того, начали появляться «новые игроки», в том числе достаточно крупные, за счет которых ландшафт националистического поля может в будущем достаточно радикально измениться.

Малофеев и «фабрика православных троллей»

Самой главной новинкой лета-осени стал выход на ультраправое поле бизнесмена Константина Малофеева, чьи структуры развили довольно большую активность в рассматриваемый период. В марте Малофеев стал членом «Справедливой России», что породило слухи о грядущем захвате им партии. Слухи не подтвердились. А в апреле Малофеев был избран заместителем главы Всемирного русского народного собора. Главой ВРНС, напомним, является патриарх Кирилл, так что должность заместителя — фактически руководящая.

Практически сразу после вхождения Малофеева в СР приглашения в партию стали получать националисты. Например, в апреле Национально-демократическая партия сообщила, что членам движения предложили пополнить ряды эсеров в регионах. Можно предположить, что аналогичные предложения получили и другие группы.

Вхождение бизнесмена в руководство ВРНС тоже сразу же дало свой результат — в самом начале лета у этой старой организации (существует с 1993 года) вдруг появляется новое структурное подразделение, подчиняющееся правлению Собора, — Русская молодежная организация (РМО), во главе которой был поставлен журналист принадлежащего Малофееву телеканала «Царьград» Андрей Афанасьев. Как было заявлено, главная цель РМО — «координация активных молодых людей, желающих активно участвовать в развитии и укреплении русской идентичности и защите традиционных ценностей русского народа». РМО с первых дней начала заполнять свои ресурсы в интернете типичным для ультраправых контентом: постами с раскруткой темы «этнопреступности»; различными ксенофобными рассуждениями; публикациями о Российской империи и антикоммунистическими выпадами; пропагандой традиционных ценностей и прочим.

Летом РМО проводила различные мелкие акции, но главное — непублично взялась выстраивать то, что они называли «большой общественной платформой, главная цель которой — создание полноценного правого дискурса». На практике, насколько можно понять, это заключалось в том, что РМО рассылала различным ультраправым группам предложения прийти к соглашению по поводу базовых идеологических вопросов, после чего совместными усилиями заниматься распространением идей. Работу молодежная организация обещала материально стимулировать. Масштаб этой деятельности неизвестен, некоторые подробности удалось найти только на страничке Комитета «Нация и свобода», где сообщалось, что Афанасьев отправлял «многим админам правых националистических групп в социальной сети «ВКонтакте», от спортивных до новостных, предложение заключить договор о сотрудничестве и получать от 100 000 до 300 000 рублей в месяц на содержание». Насколько это соответствует действительно, неизвестно, доказательств комитет не представил. Тем не менее после того, как все это получило огласку, СМИ заговорили о том, что Малофеев создает «фабрику православных троллей» по аналогии с «фабрикой троллей» Евгения Пригожина.

Админам правых групп «ВКонтакте» якобы предлагали 100–300 тысяч в месяц на содержание.

Сообщения РМО рассылались летом, однако на тот момент, судя по последовавшим неожиданным поворотам, Малофеев еще не определился с тем, через какие формальные структуры он планирует реализовывать свои цели. Еще в конце августа РМО продолжала развиваться и строить планы (например, было заявлено о намерении провести несколько «интересных социальных мероприятий на взаимоинтересных началах» с ультраправой ЗОЖ-группой «По Программе Дедушки Мороза»), но уже в начале сентября неожиданно объявила о прекращении своей работы.

Взлет «Двуглавого орла»

Андрей Афанасьев сообщил, что теперь будет трудиться в другой структуре Малофеева — обществе «Двуглавый орел», и пригласил всех, направивших заявки на вступление в РМО, приходить в офисы этой организации. Рекламируя свое новое место работы, Афанасьев сообщал: «Если вы думаете, что «Двуглавый орел» — это исключительно работа по историческому просвещению, то вы ошибаетесь. Все то, что мы делали в рамках проекта РМО, никуда не уходит!» Судя по всему, Афанасьев не обманул, и «Двуглавый орел» действительно продолжил то, что начала РМО. Например, контакт с группой «По Программе Дедушки Мороза» не был потерян, и в октябре представители ППДМ приняли участие в проходившем в Москве в Сретенской семинарии собрании молодежной секции «Двуглавого орла». Также на мероприятии присутствовали блогеры и, например, координатор движения «Сорок сороков» Владимир Носов, и экс-член боевого крыла фанатов московского «Спартака» «Union», участник нашумевшей драки с выходцами с Кавказа у ТЦ «Европейский» в 2012 году Алексей Усачев.

Общество «Двуглавый орел» (ДО) было создано в 2017 году, вместе с Малофеевым его возглавляет генерал-лейтенант СВР Леонид Решетников. ДО декларирует приверженность имперским идеям, православию и монархии, имеет множество отделений в регионах и страничек в социальных сетях. После перехода в организацию Афанасьева паблик московского отделения «Двуглавого орла» был переименован в «Белый город». Там стали публиковать контент, схожий с тем, что был на закрытой к тому моменту страничке РМО. В итоге новая националистическая организация Малофеева просто сменила название и «юридическую прописку», уйдя из подчинения ВРНС. Возможно, необходимость в этом возникла, поскольку не всем понравилось, что у организации, возглавляемой патриархом, вдруг появилось столь демонстративно националистическое крыло, или потому что Малофеев решил сложить все яйца в одну корзину — в «Двуглавого орла».

В качестве аргумента в пользу последней версии (которая, кстати, не исключает первую) можно рассматривать и тот факт, что Малофеев не только переподчинил то, что начиналось как РМО, но и покинул в сентябре «Справедливую Россию». Эти шаги в сочетании с резко возросшей активностью «Двуглавого орла» и его попытками стать центром притяжения для националистов, монархистов и поборников традиционных ценностей всех мастей заставили многих заговорить о том, что он станет плацдармом для новой консервативной партии в России. Насколько это предположение соответствует действительности, видимо, станет понятно в 2020 году, когда должны быть зарегистрированы все партии, планирующие принять участие в очередных парламентских выборах.

«Двуглавый орел» может стать плацдармом для новой консервативной партии

Такие масштабные проекты как «Двуглавый орел» появляются на ультраправом поле нечасто, но небольшие новые инициативы возникают последние годы регулярно. Они заполняют вакуум после того, как националистическое поле было, по сути, разгромлено правоохранительными органами. Не имея возможности отследить, а тем более описать все «новинки» последних лет (да и описывать там часто особенно нечего), приведем несколько примеров, привлекших наше внимание летом-осенью.