Монолог Адольфа Гитлера из ада. Против калининградского блогера возбудили дело о реабилитации нацизма из‑за литературного текста о Красной Армии.

После частичной декриминализации 282-й статьи оперативники калининградского Центра «Э» не опускают руки. Сначала они обнаружили в опубликованных блогером Николаем Гореловым картинках реабилитацию нацизма и оскорбление чувств верующих. Когда СК отказался возбуждать дело из-за истечения сроков давности, оперативники нашли текст с вымышленными монологами о Сталине и Красной Армии — в итоге все же появилось уголовное дело о реабилитации нацизма (часть 3 статьи 354.1 УК).

28 октября 2019 года калининградский блогер Николай Горелов вместе с подругой шли в магазин, когда их на улице остановили двое мужчин в штатском. По словам Горелова, один из них представился капитаном полиции Артемом Громовым и предложил проследовать в отдел. Горелов решил, что речь про какое-то ограбление, в расследовании которого он мог бы помочь. «Я тогда еще плохо понимал свои права, как это все работает — и согласился», — вспоминает Горелов.

По пути полицейский был крайне вежлив и даже уточнял, куда его отвезти после «беседы», рассказывает блогер. Что-то заподозрил он только в коридоре отдела, заметив там двери с табличками «Центр по противодействию экстремизму». Так Горелов узнал, что Артем Громов — оперативник Центра «Э» и побеседовать хотел вовсе не об ограблении.

Уже в кабинете к капитану, говорит Горелов, присоединился его коллега, который, не представившись, начал рассказывать, что в постах блогера в соцсетях «имеются признаки оскорбления чувств верующих, реабилитации нацизма и дискредитации праздника 23 февраля».

Горелову разрешили позвонить адвокату, после чего он отказался отвечать на вопросы полицейских, сославшись на статью 51 Конституции. Оперативник ответил, что в таком случае делом блогера будет заниматься Следственный комитет.

Картинки с «язвительными, саркастическими надписями»

Николаю Горелову 34 года, он писал кинорецензии в СМИ, вел блог на сайте «Эха Москвы», а в соцсетях не раз высказывался на общественно-политические темы. Аккаунты в фейсбуке и во «ВКонтакте» он ведет от имени Николая Кириченко.

Блогер рассказывает, что еще в январе 2019 года ему звонил человек, представившийся участковым, который стал грубо говорить про «фигню, которую тот написал в соцсетях». Горелов не придал тому звонку значения, предположив, что это был какой-то розыгрыш.

Спустя месяц после первой беседы, 20 ноября, оперативники Центра «Э» снова выследили Горелова на улице: «Когда я вышел из дома, тут же подъехала машина, из нее вышло двое оперативников, которые вынудили меня подписать повестку в Следственный комитет». Он просил принести повестку по месту жительства, но полицейские, по словам Горелова, заявили, что раз у него при себе нет паспорта, то его на три часа доставят в отдел полиции для «выяснения личности».

Судя по материалам проверки, которую в ноябре проводил СК по сообщению полицейских, оперативники центра «Э» заподозрили Николая Горелова по двум статьям — реабилитации нацизма и неуважении к чувствам верующих.

Поводом для проверки стала картинка во «ВКонтакте» с надписями «Я помню», «Жертвы Красноармейцев, Восточная Пруссия, 1944 г.» и сопровождавшего их текста: «Я чувствую себя недостойным памяти велики дидофф» и «Пойдем на поводу у повода». Подозрительными оперативникам Центра «Э» показался и рисунок с орденом, на котором, как сказано в материалах дела, находилось «изображение символа Знамени Победы в виде радужного флага ЛГБТ-сообщества» с «язвительными, саркастическими надписями». Горелов не отрицает, что размещал оба этих поста — впервые он сделал их 9 мая 2014 года, а потом продублировал три года спустя.

Исследовавшие эти картинки эксперты пришли к выводу, что они демонстрируют презрительное отношение ко Дню Победы, высмеивают его и «противоречат уважительному отношению к дням и символам воинской славы России».

Неуважение к чувствам верующих Центр «Э» заметил в двух постах, посвященных Пасхе и патриарху Кириллу. В первом были картинки с подписями: «Воскрес Христос Соси Писос», «Поздравь с Пасхой всех своих друзей пусть они пососут Писос». Во втором — изображение с надписью «Любимый Патриарх» и текстом «Несколько внезапно годных треков про Гундяева, случайно найденных вконтакте». Сам патриарх, сказано в материалах дела, был изображен в виде «предмета сексуальных игр» (какого именно, в документе не упоминается).

В этом случае эксперты пришли к выводу, что в публикациях имеются «лингвистические и психологические признаки чувств верующих (православных христиан)», а использование пасхального приветствия с упоминанием Иисуса Христа, по их мнению, «резко противоречит уважительному отношению к сакральной фигуре патриарха и празднику Воскресения Христова». Все посты впоследствии Горелов удалил.

Через несколько дней после получения повестки он вместе с адвокатом Марией Бонцлер пришел в Следственный комитет и снова отказался давать показания, воспользовавшись 51-й статьей Конституции.

В итоге в Следственном комитете решили, что вина Горелова доказана по обеим статьям, но 9 декабря все-таки вынесли постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности — по этим статьям он составляет два года.