ногайцы

Из «Ногайской степи» с терактом. Вынесен приговор двум боевикам.

Южный окружной военный суд приговорил жителей Ставропольского края Русманбета Менглибаева и Рината Сулейманова к 17 и 15 годам заключения соответственно, признав их причастность к подготовке терактов на курортах Кавказских Минеральных Вод. Подсудимые утверждали, что их оговорили. Защита намерена обжаловать приговор.

Русманбет Менглибаев и Ринат Сулейманов были признаны виновными в участии в банде, незаконном изготовлении боеприпасов, подготовке террористического акта и покушении на теракт (ч. 2 ст. 209, ч. 3 ст. 223, п. «а», п. «в» ч. 2 ст. 205, ч. 3 ст. 30 и п. «а» ч. 2 ст. 205 УК РФ). Суд, исследовав материалы дела и заслушав показания свидетелей, счел вину подсудимых полностью доказанной, назначив Менглибаеву 17 лет заключения в колонии строгого режима, а Сулейманову — 15. Гособвинитель в прениях сторон просил суд назначить 22 и 21 год лишения свободы соответственно.

По версии следствия, Менглибаев и Сулейманов в апреле 2010 года добровольно вступили в вооруженную группу, присягнув на верность ее лидеру Рафаэлю Исмаилову. Группа должна была совершать террористические акты, чтобы в перспективе способствовать выходу Северного Кавказа из состава России. Террористы для разработки планов и обсуждения деталей собирались в придорожных лесополосах Ставрополья.

Согласно распределению ролей диверсантов, Менглибаев и Сулейманов приобретали компоненты для самодельных взрывных устройств, которые использовались при подготовке терактов в Пятигорске и Ставрополе летом 2010 года.

Кроме того, Менглибаев подбирал места для совершения терактов. Судом было установлено, что он приобрел алюминиевую пудру, а Сулейманов раздобыл мешок с нитратом аммония, взрывчатые вещества они передали главарю банды Рафаэлю Исмаилову. Исмаилов вместе со своим помощником Тамерланом Гаджиевым был убит в перестрелке в октябре 2010 года, оказав сопротивление при задержании. В багажнике его автомобиля, остановленного спецназовцами на трассе Ачикулак—Буденновск, была найдена бомба, начиненная саморезами. Диверсанты намеревались заложить ее в Железноводске рядом со зданием милицейского главка.

Как полагают следователи, в диверсионную группу, созданную в Нефтекумском районе Ставропольского края, помимо главаря и его помощника входили еще семь человек. Пятеро из них уже отбывают различные сроки наказания от 15 до 25 лет в колониях строгого режима. Они выступали свидетелями стороны обвинения на процессе Менглибаева и Сулейманова и подтвердили участие подсудимых в диверсионной группе. Однако обвиняемые заявили суду, что их оговаривают, вероятно, под воздействием «силовых методов».

Подсудимые утверждали, что не имеют отношения к вооруженной группе и к ее диверсиям. Их защита недоумевала: «Почему спустя столько лет осужденные вдруг вспомнили об участии их доверителей в группировке?» Адвокаты намерены обжаловать приговор.

Как сообщал “Ъ”, первый теракт диверсанты «Ногайской степи» совершили 17 августа 2010 года, оставив заряженный взрывчаткой автомобиль «Жигули» у пятигорского кафе «Кейптаун». В результате взрыва пострадало 46 человек. Спустя месяц аналогичное преступление диверсанты готовили в Ставрополе, однако им помешал бдительный прохожий, заметивший подозрительную машину возле ставропольского кафе «Глория» и позвонивший в милицию. Саперы, прибывшие по вызову, обнаружили, что у бомбы сломан таймер, к тому же взрывчатка, сделанная из смеси аммиачной селитры и алюминиевой пудры, отсырела.

В ходе следствия было выяснено, что бандиты для терактов подыскивали местных жителей, работающих таксистами. В Пятигорске они, убив водителя Александра Кима, бросили тело в лесу около села Садовое и начинили взрывчаткой его «Жигули», а в Ставрополе диверсанты инсценировали «террориста-самоубийцу», оставив убитого выстрелами в голову таксиста Геннадия Толбоева за рулем.