пейс-контроль в синагоге

Тот случай, когда юмористическая картинка стала былью.

Вход в нидерландские синагоги только по еврейским приглашениям — из-за страха антисемитизма.

Синагога в Нидерландах, община которой когда-то насчитывала более 1000 членов на своих собраниях в праздничные дни, теперь впускает иудеев только по приглашениям из-за растущего антисемитизма в Европе.

До вторжения нацистов в Нидерланды в 1940 году Гронинген был домом для процветающей еврейской общины, насчитывающей более 2800 евреев. В еврейском квартале были кошерные мясники, пекари, знаменитые своими халами, и куполообразная синагога Гронингена, достаточно большая, чтобы в дни осенних праздников вместить общину, насчитывающую 1000 человек. Но к концу войны почти все еврейское население было уничтожено, и некоторые гронингенские евреи потеряли более 100 членов семьи. Некоторые выжили в лагерях, другие смогли спрятаться или избежать депортации, но многие уехали из города, наполненного болезненными воспоминаниями.

Как пишет сайт «Politico» из-за того, что община не могла содержать синагогу, она была продана и сначала превращена в прачечную самообслуживания, а ее витражи выбиты, чтобы освободить место для паровых труб. К 1970-ым здание пришло в упадок, и было спасено от разрушения большинством в один голос в муниципальном совете. Кампания молодой еврейки из Амстердама полностью изменила состояние здания; оно было вновь открыто в 1981 году, и его свитки Торы, которые, как утверждается, выжили, будучи спрятанными в банковском сейфе, были возвращены главе синагоги.

Однако прихожане не вернулись, частично из-за продолжающегося антисемитизма в Европе, что заставляет общину держаться в тени. Во время еврейского Нового года в синагоге было слишком мало мужчин, чтобы составить миньяна, и присутствующие должны были уйти разочарованными. Частично, низкое количество присутствующих связано с тем, что синагога не публикует никаких уведомлений о своих службах в Интернете и не дает о себе знать. Вместо этого участники отправляют друг другу сообщения через WhatsApp, чтобы подтвердить посещение утренних служб в шаббат, и им рекомендуется проверять посетителей на входе.

18-летний еврейский житель Нью-Йорка Алекс Фарбер, который учится в Гронингене, пропустил несколько праздников, прежде чем он узнал, что в городе существует община. В конце концов он попал туда, подружившись с другими студентами – евреями. Он должен был предъявить удостоверение личности и заранее сообщить о своих планах. «Это было очень трудно», – сказал он «Politico». «Моя синагога в Нью-Йорке размещает расписание богослужений на своем сайте». Местная полиция следит за синагогой во время службы, и у общины есть план действий в случае нападения.

«История забывается», – сказал 20-летний Давид Гуров, чей друг находился в забаррикадированной синагоге в Галле, когда вооруженный человек пытался проникнуть внутрь. «Слой, который сдерживал рост антисемитизма, был прорван», – добавил он в интервью «Politico».

Согласно отчету, недавний опрос, проведенный Европейским агентством по основным правам в 12 европейских странах, показал, что подавляющее большинство евреев Европы считают, что за последние пять лет антисемитизм усилился. Многие неохотно носят все, что идентифицирует их как евреев в общественных местах. Четверть респондентов заявили, что они столкнулись с антисемитизмом в течение последнего года. «Я обеспокоен тем, что происходит «нормализация» антисемитизма и его проникновение в мейнстрим», – сказал 20-летний Том Бургхард. Он сказал, что заметил растущее ощущение того, что Холокост становится частью истории, отдаляя молодых людей от реалий антисемитизма. «Если это не физическая атака, люди не воспринимают это всерьез», – сказал он. «Они не понимают, что именно так все и начинается».

Прихожане синагоги Гронингена относятся к числу тех, кто недавно столкнулся с антисемитизмом: когда богослужения не проводятся, главный вход и половина зала открыты для публики как светское пространство, где проводятся художественные выставки и концерты. Во время одного такого мероприятия, проведенного в память о депортации и убийстве жителей еврейского дома для престарелых в 1940-х годах, один из участников вечера стал спорить, обвиняя евреев в проблемах общества. Но в то время как этот инцидент поставил некоторых членов общины в тупик, другие отказываются поддаваться страху.

«Они говорят, что после кровавой расправы людям требуется 200 лет, чтобы перестать бояться. Я не собираюсь жить в страхе в течение 200 лет», – сказала «Politico» Джудит Клоп. Она присутствовала на богослужении вместе с двумя своими взрослыми сыновьями. «Я решила не бояться», – сказала она.

jpost