антисемиты

Рост правых движений не является источником антисемитизма в Европе.

Рост правых в Западной Европе не является источником антисемитизма в регионе в последние годы, говорится в исследовании, проведенном Институтом сионистских стратегий Всемирной сионистской организации. Доклад «Рост правых и антисемитизм: три европейских тематических исследования» фокусируется на Франции, Англии и Германии, где проживает самое большое еврейское население на континенте, и исследует, существует ли взаимосвязь между ухудшением ситуации с безопасностью этих общин и ростом правых партий.

Институт сионистских стратегий — это беспартийное еврейское исследовательское учреждение, целью которого является сохранение Израиля как еврейского и демократического государства в духе Декларации независимости Израиля. Исследователь Николас Нисим Тубул изучал две переменные в каждой стране: электоральный рост правых партий и тенденции в уровнях антисемитизма. В последнее десятилетие во Франции произошло несколько громких нападений на евреев, в том числе убийство учителя и трех учеников в школе «Оцар ха-Тора» в Тулузе в 2012 году и убийство четырех человек во время нападения на супермаркет «Гиперкашер» в Париже в 2015 году. Однако в то время не было явной тенденции к росту антисемитизма с резкими скачками в некоторые годы и уменьшением в другие.

В 2003-2010 годах в среднем происходило 560 антисемитских инцидентов в год, а в 2011-2019 годах, согласно официальной французской статистике, – 444. В 2011 году Марин Ле Пен выиграла в борьбе за руководство крайне правым Национальным фронтом, и впоследствии его электоральная мощь возросла. Тубул отметил, что партия отвергла антисемитизм, что «может считаться стратегическим решением для нормализации имиджа партии», но это решение было достаточно серьезным, чтобы Ле Пен исключила партийных чиновников, которые делали антисемитские заявления, в том числе и собственного отца, основателя партии Жана-Мари Ле Пена. Всплески антисемитизма во Франции в основном совпадали с израильскими военными операциями. Например, 29% антисемитских инцидентов с применением насилия в 2009 году произошли в январе во время операции «Литой свинец», а 24% в 2014 году – в июле во время операции «Защитная стена».

В целом, в докладе говорится, что рост антисемитского насилия во Франции за последнее десятилетие более вероятно был вызван антиизраильскими настроениями или радикальным исламизмом, чем ультраправыми взглядами.

В Великобритании, по данным «Community Security Trust», еврейской общинной организации, уровень антисемитизма оставался стабильным и составлял 550-650 инцидентов в год в течение большей части 2006-2013 годов, но вырос до 1182 в 2014 году и повысился до 1600 к 2018 году. Рост в основном связан с ненавистническими высказываниями и оскорблениями, в то время как количество случаев вандализма или физических нападений значительно не увеличилось. Антисемитизм усилился в период, когда количество преступлений на почве ненависти всех видов возросло на 254%. Как и во Франции, антисемитские инциденты учащались во время военных действий Израиля.

Тубул обратил внимание на Партию независимости Великобритании, которая получила 3% голосов на всеобщих выборах 2010 года. В 2014 году она получила больше мест, чем любая другая британская партия в Европейском парламенте, а в 2015 году она получила 12,6% голосов на всеобщих выборах. Падение партии началось в 2017 году, через год после референдума по «Брекситу», когда она получила только 1,7% голосов. В докладе утверждается, что вокруг референдума по «Брекситу» была волна антисемитизма на уровне, аналогичном лету, когда проходила операции «Защитная стена», с более чем 100 антисемитскими инцидентами в месяц, начиная с апреля 2016 года по октябрь 2017 года. Тубул пришел к выводу, что «бурные дебаты о том, что Великобритания выходит из ЕС, что усугубило разногласия в обществе», были причиной антисемитских инцидентов в исследуемый им период времени, и обнаружил рост антисемитской риторики по обе стороны политической карты.

«В Германии из-за недавней истории страны чувствительность к антисемитизму и крайнему национализму особенно высока», – пояснил Тубул. «Поэтому неудивительно, что основное внимание правительства по этой теме было уделено националистическим аспектам». По данным Министерства внутренних дел Германии, в 2012–2016 годах евреи Германии сталкивались с 600–900 антисемитскими инцидентами в год, однако затем их количество выросло до 1504 в 2017 году и до 1646 в 2018 году. Как и в Великобритании, это совпало с общим ростом преступлений на почве ненависти по всей Германии. Тем не менее, еврейская община Германии была недовольна тем, как полиция реагирует на антисемитские инциденты, и создала собственную Организацию по изучению и информированию об антисемитизме (RIAS Berlin). Их исследование отражает тенденцию, аналогичную данным Министерства внутренних дел Германии, но в большем количестве; они обнаружили 405 инцидентов, имевших место только в Берлине, в 2015 году, и 1083 в 2018 году.

Официальные немецкие отчеты, опубликованные в 2018 году, приписывают 87,5% случаев антисемитизма правым, вызывая критику со стороны других организаций, изучающих антисемитизм. Агентство по основным правам Европейского Союза, напротив, обнаружило, что в этом году 41% людей, столкнувшихся с антисемитизмом в Германии, сказали, что нападавший был радикальным исламистом – больше, чем в любой другой стране ЕС. Тем не менее, 25% сообщили, что источником антисемитизма были правые или радикальные христиане, значительно больше, чем во Франции или Англии. Партия «Альтернатива для Германии» (AfD) была основана в 2013 году.

Тубул отмечает, что мигранты с Ближнего Востока начали прибывать в Германию в 2015 году, что привело не только к приезду людей в Германию из стран, враждебных Израилю, где распространены антисемитские взгляды, но также сделал ксенофобские взгляды крайне правых – антиммигрантские и антиеврейские – более популярными. Всплеск антисемитизма в 2017-2018 годах произошел в годы, когда AfD была на подъеме. Тубул говорит, что лето 2017 года, в преддверии выборов, на которых AfD прошла в Бундестаг, было самыми спокойными месяцами этого года, но он признает, что политическая деятельность партии и риторика против «глобальных элит» могли способствовать росту антисемитизма.

В докладе предупреждается, что «много раз в одном и том же инциденте происходит пересечение между различными видами антисемитизма», что затрудняет их классификацию. Ультралевые, ультраправые и радикальные исламисты придерживаются взглядов, «выступающих против либерально-капиталистического миропорядка, в котором Израиль рос и развивался». Тубул пришел к выводу, что «сегодня ультраправые не являются основной движущей силой для антисемитизма в Западной Европе, и изменения в количестве проявлений антисемитизма, если они существуют, не обязательно зависят от политической консолидации ультраправых».

Заместитель председателя Всемирной сионистской организации Яаков Хагоэль, который инициировал исследование, сказал, что его результаты «должны быть сигналом и предупреждающим знаком в рассматриваемых странах. Мы близки к опасной ситуации, в которой все меньше еврейских символов на улицах, на людях или в магазинах». Хагоэль заявляет, что рост ультраправых в Европе может привести к исходу евреев.

jpost