Эволюция большевика

Сто лет назад, 8 февраля 1920 года, на пятой странице лондонского еженедельника Illustrated Sunday Herald вышла статья “Сионизм против большевизма. Борьба за душу еврейского народа”. Автором материала был, как следует из подписи, Уинстон С. Черчилль.

Согласно опросу Би-би-си, соотечественники считают этого человека величайшим британцем в истории. Нам он известен в основном как премьер-министр Соединенного Королевства в годы Второй мировой и многолетний лидер Консервативной партии. Между тем, прежде чем занять кабинет главы правительства на Даунинг-стрит, 10, сэр Уинстон провел в политике сорок лет, двадцать из которых состоял в Либеральной партии. За это время он успел побывать министром внутренних дел, Первым лордом Адмиралтейства, министром вооружений и военным министром. Тогда он стоял на отчетливо либеральных позициях, выступая за национализацию железных дорог, контроль над монополиями, налоговую реформу, а во внешней политике за создание Лиги Наций для предотвращения дальнейших войн.

Именно в бытность военным министром Черчилль опубликовал в Illustrated Sunday Herald свой пространный “еврейский” материал. Казалось бы, его тогдашний пост не стимулировал интерес к сионизму, но первые фразы статьи определяют причину этого интереса. “Некоторым людям евреи нравятся, а некоторым — нет, но ни один здравомыслящий человек не может усомниться в том, что это наиболее грозная и примечательная раса из всех, которые когда-либо появлялись в мире” — писал Черчилль. И продолжал: “Дизраэли, еврейский премьер-министр Англии и лидер Консервативной партии, который всегда был верен своему народу и горд своим происхождением, сказал по одному известному случаю — Бог так обходится с нациями, как эти нации обходятся с евреями”.

Какую же страну выбрал Черчилль для подтверждения тезиса Дизраэли? Россию, с ее чертой оседлости, процентной нормой и чередой еврейских погромов — красноречивыми маркерами империи начала XX века. Эту тотальную дискриминацию сэр Уинстон сравнивает с отношением к евреям в Великобритании, где им предоставлено полное равноправие. Отсюда и следствие: Великобритания в 1920 году пожинает лавры победительницы в Первой мировой, в то время как Россия совершенно разорена только что завершившейся гражданской войной.

Между тем Черчилль идет дальше в развитии своих социально-философских взглядов. Он полагает, что в груди каждого человека бушует пламя борьбы между благородными помыслами и дьявольски ужасными затеями. И особенно интенсивно эта борьба идет у евреев, коим человечество обязано системой этических ценностей, на которых построена современная цивилизация.

И в то же самое время, — пишет Черчилль, — выясняется, что этот удивительный народ участвует сегодня в создании другой системы морали — столь же опасной для человечества, сколь полезной системой стало христианство. Создается впечатление, что базовые истины Христа и Антихриста возникли у одного и того же народа, — приходит к выводу автор, полагающий, что мистическая и загадочная раса была избрана для демонстрации намерений как божественных, так и дьявольских. Весьма странная концепция, учитывая, что за пару абзацев до этого внятно описывалась тотальная и исключительная для цивилизованного мира дискриминация евреев в Российской империи, которая и толкнула часть из них в революцию.

Черчилль разделяет евреев на три группы. К первой относятся евреи, идентифицирующие себя со страной проживания, хотя и хранящие верность своей религии. Такой еврей, если он живет в Англии, может сказать о себе: “Я — англичанин иудейского вероисповедания”. Евреев этого типа сэр Уинстон определяет как “национальных”, отмечая их роль в недавней войне. В скобках заметим, что в британской армии служили 50 000 евреев (больше, чем их доля в населении страны), 1600 человек были удостоены орденов и медалей, из них пятеро получили Крест Виктории — высшую военную награду Соединенного Королевства.

Российские “национальные” евреи, — продолжает автор, — несмотря на притеснения, сыграли полезную роль в экономической жизни России, в политике же они поддерживали либеральные и прогрессивные взгляды, будучи убежденными сторонниками дружбы с Францией и Великобританией.

В жесткой оппозиции ко всем сферам еврейской жизни пребывают “интернациональные евреи”, как называет их в своей статье Черчилль. Эта группа состоит из дискриминированного еврейского населения, оставившего веру своих предков. Движение это не ново — автор проводит ниточку от “Союза Спартака” (марксистская группа в Германии, предтеча компартии) и Карла Маркса ко Льву Троцкому (Россия), Беле Куну (Венгрия) и Эмме Голдман (Соединенные Штаты). Далее идет риторика, которую можно назвать антисемитской — о всемирном заговоре с целью уничтожить цивилизацию, и огромной роли евреев в становлении большевизма и организации русской революции.

За исключением Ленина, подчеркивает Черчилль, большинство лидеров этой революции были евреями. Он убежден, что влияние русских — таких, как Бухарин и Луначарский — не может сравниться с силой Троцкого или Зиновьева, Радека и Красина (здесь автора явно занесло, Леонид Красин — чистокровный русский, его отец служил полицейским чиновником, мать была из купеческой семьи). Далее военный министр рассуждает о засилии евреев в советских институтах власти, особенно в ЧК, напоминая об одиозной роли некоторых евреев в красном терроре при правлении Белы Куна в Венгрии и в период Баварской советской республики в Германии.

Дальнейшие рассуждения Черчилля прямо смыкаются с пропагандой Белого движения, адепты которого утверждали, мол, жестокость большевиков вызвала ответную реакцию в виде еврейских погромов. В то время как главнокомандующий Вооружёнными силами Юга России генерал Деникин и его офицеры, дескать, защищали евреев, и наказывали виновных в насилии, сторонники Петлюры якобы объявили генерала “защитником евреев”. Абсурдность этих пассажей очевидна любому, кто хоть немного знаком с историей погромов 1918 — 1919 годов. Ведь именно погромы толкнули еврейские массы в объятия большевиков, попросту лишив их выбора. И именно погромы Добровольческой армии (союзницы Великобритании) считаются одними из наиболее кровавых по числу жертв. Достаточно вспомнить знаменитую статью “Пытка страхом”, вышедшую из-под пера редактора газеты “Киевлянин” Василия Шульгина в октябре 1919-го, когда в город вошли части Деникина. Что касается самого “защитника евреев”, то его армия была столь поражена антисемитскими настроениями, что немногочисленных зачисленных в нее после февраля 1917-го евреев, главнокомандующий был вынужден уволить в запас, иначе их просто убили бы “свои”.

Тем не менее, со ссылкой на некую миссис Хили, жившую в Киеве, Черчилль утверждал, что некоторые офицеры ВСЮР, обвиненные в преступлениях против евреев, были понижены в звании и отправлены на фронт. При этом автор противопоставляет “благородству” Деникина “банды Махно, Петлюры и Григорьева, совершивших множество суровых преступлений”.

Так или иначе, именно большевики часто оказывались на стороне евреев и защищали их интересы. И тут автор переходит к становлению специфического движения — сионизму, который уводит евреев от разрушительного большевизма.