Рецензия на книгу «Шарль Моррас и „Action française“ против Германии: от кайзера до Гитлера».

Если книг по истории немецкого национал-социализма хоть отбавляй, то про французских крайне правых первой трети прошлого века почитать на русском языке до недавнего времени было практически нечего. В конце 2019 года монографию об их лидере, Шарле Моррасе, и движении Action française выпустил Василий Молодяков, историк-японист, автор биографий Валерия Брюсова, Риббентропа и множества других книг. По просьбе «Горького» о его новой работе рассказывает Сергей Сергеев.

Василий Молодяков. Шарль Моррас и «Action française» против Германии: от кайзера до Гитлера. М.: Издательство Университета Дмитрия Пожарского, 2019

Василий Молодяков без всякого преувеличения уникальный автор. Известный историк-японист, профессор Токийского университета, он не меньшую (если не большую) часть своих сорока (!) книг посвятил сюжетам, от его специализации предельно далеким. При этом вряд ли кто рискнет упрекнуть Василия Элинарховича в дилетантизме. Он с юности плодотворно занимается Серебряным веком русской поэзии, и только за последние годы из-под его пера вышли две замечательные биографии видных представителей этой эпохи — Валерия Брюсова и Георгия Шенгели. Странно, но факт: ему же принадлежит и жизнеописание министра иностранных дел Третьего рейха Иоахима фон Риббентропа.

Но и это не все! Неожиданно русский японист увлекся личностью и творчеством американского писателя-декадента Джорджа Сильвестра Вирека, никому в России не известного. Результатом стала фундаментальная, почти семисотстраничная биография этого крайне экзотического персонажа. А еще были книги о происхождении обеих мировых войн XX столетия и много чего другого.

Молодяков — мастер на все руки (в особенности мастер биографического жанра), но работает не на заказ. Он позволяет себе роскошь писать только о том, что ему интересно, не рассчитывая на громкий успех. Он следует принципу: если мне очень хочется узнать как можно больше о каком-то человеке или событии, а на русском на сей счет ничего нет, я сам пишу об этом книгу. Жизнеописания выбранных им героев (кроме Брюсова) — первые на русском языке.

И вот новый зигзаг: Василий Элинархович всерьез взялся за изучение французской «правой» конца XIX — первой трети XX века. Промежуточный итог этой работы — монография «Шарль Моррас и „Action française” против Германии: от кайзера до Гитлера».

И про «Action française» (буквально «Французское действие» — крупнейшее во Франции монархо-националистическое движение), и про его вождя Шарля Морраса в России знают мало. Были главы о них в «Фашизме в его эпохе» Эрнста Нольте (русский перевод — 2001 год). Выходила в 2003 году в «Праксисе» работа Морраса «Будущее интеллигенции» с обстоятельным послесловием А. М. Руткевича, но даже на идейных консерваторов она не произвела особого впечатления — никакого моррасовского бума не случилось.

Нельзя сказать, что свежая книга Молодякова исчерпывает эту плохо изученную в России тему. Автор в первую очередь сосредоточен лишь на одном из ее аспектов, о котором нет специальных исследований не только на русском, но и на французском — германофобии Морраса и его сподвижников. Но все же монография перерастает узкоспециализированные рамки и рассказывает достаточно полную историю авангардного отряда французского национализма до начала 1930-х годов.

А родился этот отряд из знаменитого дела Дрейфуса. В ходе этого скандального процесса и бурной полемики между дрейфусарами и антидрейфусарами и прозвучали в 1899 году первые декларации нового политического движения. Его знаменем стал воинствующий национализм, антиреспубликанизм и монархизм. Вот что говорилось в письменной присяге Лиги французского действия, принятой в 1905 году:

«Француз по своему рождению и сердцу, по разуму и по воле, я буду выполнять все обязанности сознательного патриота.

Я обязуюсь бороться со всяким республиканским строем. Республика во Франции обозначает царство иностранцев. Республиканский дух дезорганизует национальную оборону и покровительствует религиозным влияниям, враждебным традиционному католицизму Франции. Надо вернуть Франции режим, который был бы французским.

Наше будущее заключается исключительно в монархии… Только монархия обеспечивает общественное спасение и отвечает за правопорядок, предупреждая общественные бедствия, обличаемые антисемитизмом и национализмом. Необходимый орган защиты интересов общества, монархия подымает авторитет, благосостояние и честь.

Я присоединяюсь к делу монархической реставрации.

Я обязуюсь служить ему всеми средствами».

Важно отметить, что монархизм «Action française» вовсе не был проповедью неограниченного деспотизма. Напротив, последний приписывался ненавистному якобинскому централизму — основе Третьей республики. Считая королевской прерогативой законотворчество, военную, внешнюю и финансовую политику, провансалец Моррас выступал за федерализацию и децентрализацию страны, за возрождение исторических провинций, противопоставляя их искусственно созданным департаментам, за независимость образования и церкви от государства, за передачу решения локальных проблем местной выборной власти. По формулировке одного из его соратников, французы — это «свободные граждане в своих домах, городах и провинциях и подданные могущественного и повсеместно уважаемого короля». Благодаря работам Морраса монархизм стал восприниматься во Франции начала прошлого столетия не как удел безумных маргиналов, а как точка зрения, достойная дискуссии. «До него [Морраса] быть монархистом означало быть дураком. После него быть монархистом означало один из способов быть умным», — констатировал современник. «Моррас для монархии, что Маркс для социализма», — говорил знаменитый синдикалист Жорж Сорель.

Важнейшей духовной «скрепой» французской нации сторонники «Action française» считали католицизм. Парадоксально, но их вождь, ярый апологет католицизма как хранителя традиций западной цивилизации, более чем скептически относился к самому христианскому учению — к проповеди Христа — и был агностиком. По словам Николая Бердяева, Моррас «почти дословно повторяет аргументацию Великого инквизитора»: он «считает Евангелие книгой разрушительной и анархической, но восхваляет католическую церковь за то, что она сумела превратить эту разрушительную и анархическую книгу в силу, организующую порядок, т. е. „исправила” дело Христа». Пять сочинений Морраса попали в индекс запрещенных книг Ватикана, а в 1926 году папа Пий XI официально осудил «Action française» и отлучил от таинств его членов-католиков.

Германофобия Морраса и его единомышленников имела своим источником прежде всего поражение Франции в войне с Пруссией 1870–1871 годов, потерю Эльзаса и Лотарингии и жажду реванша. Но, как часто бывает, враг политический превращался во врага духовного. Вся германская культура стала восприниматься французскими националистами как зловещий антипод культуры «латинской». Моррас мог, например, выразиться о немце как о «странном и опасном животном, которого Лютер и Кант, Фихте и Трейчке отвратили от рода человеческого».