Темнокожая балерина из США Мисти Коупленд, прима American Ballet Theatre обвинила шахтёров Кузбасса в расизме из-за фотографий с блекфейсом, сделанных во время выхода усталых русских рабочих на поверхность.

«Это просто ужас! Не только балетное сообщество, но и вся Россия пропитана расизмом. Не понимаю, что им плохого сделали афроамериканцы? Неужели мы мешаем им добывать уголь?» — задаётся вопросом Коупленд на своей странице в Instagram.

Подписчики критично отнеслись к посту балерины, попросив её меньше писать о сферах, в которых она не разбирается. Несколько десятков комментариев были написаны на русском языке.

«Она думает, что в шахте стерильно? Сама бы залезла в шахту, дура».

«Пошли на х..р. Черножопые, без вас разберёмся».

«Мисти, это у вас расизм, а у нас даже Пушкин был наполовину негром»

«Приезжай в Кемерово. Тебя в шахту спустим», — гласят комментарии.

Ранее Коупленд обвинила Большой театр в расизме из-за сценического грима танцовщиц в спектакле «Баядерка».

Поводом для скандала стала фотография российских танцовщиц в черном гриме. Оказывается, это не что иное, как «блэкфейс» в русском балете.

Две юных балерины на репетиции «Баядерки», балета о любви воина и танцовщицы. Черные колготки, черные перчатки до плеч, костюмы на арабский мотив с неким подобием тюрбана — и окрашенное в черный лицо. Фотография была опубликована в Instagram одной из российских танцовщиц, где ее и заметила американка Мисти Коупленд, несколько лет назад ставшая первой в истории темнокожей примой-балериной Американского театра балета. Скриншотом публикации Коупленд поделилась с полутора миллионами своих подписчиков, написав «И это реальность балетного мира» и дав ссылки на шесть российских балерин. Все аккаунты уже закрыты для просмотра — вероятно, из-за наплыва критики.

О том, есть ли расизм в гримировании белых актеров для «черных» ролей, рассуждает педагог классического танца Анатолий Коваленко.

Анатолий Коваленко педагог классического танца:

«Если требуется, то и мажутся в черный грим. А если не требуется, то ничего не происходит. В той же «Баядерке» есть Золотой божок. Золотым мажется, ну что? Он Золотой божок. И что здесь такого? Американцам нужно привет передать, у них все — расизм, сексизм и так далее. Пусть они у себя разбираются, а к нам не лезут, у нас свои правила, и никакого расизма у нас вообще нет».

Причина негодования Коупленд и ее подписчиков в том, что поставить знак равенства между золотым и черным гримом нельзя. Так называемый блэкфейс восходит к конкретной исторической практике высмеивания и унижения черных через сатирические сценки в исполнении загримированных белых актеров. Черный грим многие считают оскорбительным по той же причине, по которой в английском существует табу на слово на букву N. Да, сегодня рабовладельцы в США так не говорят, потому что их уже нет, но осадочек остался. В каком-то смысле зеркальная аналогия — отношение россиян к Великой Отечественной. Какие-то шутки о ней в России воспринимают более чем болезненно, а вот американцы не всегда понимают, почему о войне, которая была еще в первой половине прошлого века, нельзя шутить. О чувствительности западной аудитории к «блэкфейсу» рассказывает директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрий Рогулёв.

Осенью этого года в «блэкфейс-скандал» угодил любимец западной аудитории — премьер-министр Канады Джастин Трюдо. В СМИ попали его фотографии с вечеринок 20-30-летней давности, на которые он приходил в образе арабского вельможи, и канадский лидер принес глубокие извинения.

Что касается истории с российскими балеринами, действительно, этические нормы в России и на Западе разнятся. Но теперь, когда мир становится похож на огромную коммуналку, перед каждым стоит выбор. Можно пытаться учитывать чужие представления об оскорбительном, а можно игнорировать — с соответствующими последствиями. Например, запланированные на лето гастроли Большого театра в Чикаго в зависимости от итоговых масштабов скандала могут оказаться не самыми успешными.