Страйкбол, ФСБ и статья 205.4 УК. Кого задержали по делу о «террористическом сообществе» на Сахалине.

В Южно-Сахалинске арестованы трое местных жителей, которых обвиняют в создании террористического сообщества и участии в нем (статья 205.4 УК). Родственники арестантов говорят, что они увлекались страйкболом; при обыске у одного из них обнаружили предмет, похожий на взрывное устройство. «Медиазона» выясняет, кто стал фигурантами очередного дела, в котором силовики приравняли спортивные игры с оружием в лесу к «получению и отработке навыков», нужных для «нападений на представителей власти».

Мазок и обыск

«Утром стук в дверь, смотрю: двое в медицинских масках, один в костюме защитном — знаете, медицинский, белый, на замке такой, — вспоминает Татьяна, мужа которой несколько часов назад городской суд Южно-Сахалинска отправил под арест. — Мы спали, это было десять часов утра. Стук в дверь. Я разбудила мужа — нечасто к нам кто-то домой приходит, да и вообще мы самоизолировались».

Муж Татьяны Александр Козин завел разговор с гостями через окно своего частного дома; те сообщили, что хотят взять у хозяев мазки на коронавирус, потому что в округе якобы обнаружен заразившийся «китаец». Александр сначала не хотел пускать визитеров, но потом выглянул на крыльцо: «Он оделся, открыл дверь, и его на улицу сразу вытащили, повалили. Подошли еще двое полицейских с пистолетами, понятые какие-то и еще какие-то двое человек».

Следователь показал Татьяне удостоверение и сообщил, что ее муж —подозреваемый по делу о создании террористического сообщества. Силовики прошли в дом, отказавшись надеть бахилы поверх уличной обуви, хотя в дальнейшем вели себя «тактично».

По словам жены, Козин показал, где у него хранится страйкбольный автомат, рации и прочее снаряжение, которым он пользовался во время игровых выездов. Во время обыска Татьяна находилась в детской, поэтому не знает, откуда следователи достали «какой-то кусок железа с двумя проводами», который передали на экспертизу как потенциально содержащий «элементы взрывчатого устройства». Она говорит, что таких предметов раньше не видела, и считает, что его могли подбросить.

«У меня ребенок в шоке. Для него все перевернулось с ног на голову: он хотел вырасти и пойти работать под буквой закона в спецназ, защищать людей. У него прям истерика была на этом фоне», — возмущена Татьяна.

Что известно об арестованных
6 апреля Южно-Сахалинский городской суд на два месяца отправил под арест троих страйкболиствов — 38-летнего Александра Козина, 26-летнего Арсения Лесного и Олега Сафонова.

Адвокат Козина Евгений Балабас говорит, что родственников обвиняемого в суд не пустили — в здании действует карантин в связи с пандемией коронавируса, и вход разрешен только по предварительным спискам.

Козина и его товарищей обвиняют в организации террористического сообщества и участии в нем (статья 205.4 УК). «Они тренировались, бегали, отрабатывали какие-то моменты, — рассказывает адвокат Балабас. — Под эту тему им вменяют, что они готовились к захвату власти. Одному из фигурантов, я насколько знаю, задавали вопросы: «Собирались ли вы штурмом брать какое-то здание, УВД там или администрации?». У них был чат в WhatsApp — там аббревиатура из каких-то латинских букв».

Вину подзащитный Балабаса не признает: «Он находится в состоянии шока и не понимает, что происходит — думал, что изымут оружие и скажут: разберемся». По сведениям защитника, при обыске силовики обнаружили «небольшую трубку, 20-30 сантиметров, из которой торчат два провода».

Жена Козина рассказывает, что он организовал на Сахалине поисково-спасательный отряд и руководит популярным пабликом «ВКонтакте» «ЧП Сахалин Русские СМИ». Отряд называется «Региональная Общественная Организация «Поисково-спасательный отряд ЧП Сахалин»» и занимается поиском пропавших людей, проводит пейнтбольные игры и тренинги, сотрудничал с Общероссийским народным фронтом. «Все направления нашей деятельности направлены на безопасное наше будущее и будущее наших детей», — описывал проект сам Козин.

Имя сахалинца упоминалось в прессе в 2018 году, когда российские власти предпринимали безуспешные попытки заблокировать мессенджер Telegram. Тогда Козин рассказывал местному изданию, что «прекрасно чувствует себя» и в WhatsApp: «Если есть опасность общения террористов через Telegram, надо ее ликвидировать. Поэтому отчасти это решение я понимаю и поддерживаю».

Адвокат Арсения Лесного пообещал ответить на вопросы «Медиазоны» после того, как встретится с подзащитным. Юноша с таким именем и фамилией в 2015 году был включен в список экстремистов Росфинмониторинга, однако в настящее время в нем уже не упоминается. Аккаунты с подходящим именем и датой рождения существовали во «ВКонтакте» и обнаруживается на сайтах знакомств; на фото на «Моем мире» Арсений снят вместе с сахалинским протоиереем Виктором Горбачом из молодежной православной организации «Братство Александра Невского».

На фотографиях Лесной часто позирует в экипировке и с оружием, на одном из снимков есть подпись x715x. Это же обозначение встречается в закрытой группе «ВКонтакте» Squad 65, аккакунт ее создателя «Арсения Белого» раньше назывался «Арсений Лесной». «715 — это партизан с нуля, это лучше уметь, но не нуждаться, чем нуждаться и не уметь. Группа не является экстремистской. Мы не ставим своей целью подготовку вооруженного переворота, подготовку незаконных вооруженных формирований и прочего», — гласит описание группы.

В постановлении о привлечении Козина в качестве обвиняемого (есть в распоряжении «Медиазоны»), говорится, что «не позднее июля 2018 года» он «создал на территории Сахалинской области террористическое сообщество», чтобы, «разделяя и поддерживая идеологию терроризма», попытаться захватить власть «посредством вооруженных нападений на представителей государственной власти и правоохранительных органов для установления государственного строя, основанного на принципах исключительности и превосходства представителей одной национальности над другими».

В документе утверждается, что Козин «организовал приискание» оружия и взрывчатых веществ, а также «получение и отработку <...> навыков ведения боевых действий в условиях города и лесистой местности» с выживанием в условиях дикой природы. Остальные обвиняемые, утверждает следствие, «регулярно осуществляли соответствующие тренировки».

Деятельность сообщества, подчеркивается в документе, была пресечена сотрудниками ФСБ.

Такой страйкбол нам не нужен

Первым о деле сахалинских страйкболистов сообщило местное информагентство Sakh.com. После публикации Сахалинская федерация страйкбола (СФС) связалась с редакцией и сообщила: в организации проведена внутренняя проверка, которая установила, «что члены федерации, спортсмены, страйкболисты не привлекались к ответственности за какие бы то ни было нарушения закона». В обращении страйкболистов говорится, что «нет таких лиц как среди состоящих в федерации граждан, так и среди граждан, посещающих наши мероприятия».

«Мы полагаем, что информация о том, что задержанные лица были страйкболистами, является ложной, — настаивают в организации. — Для задержанных лиц и их родственников такая позиция является выгодной, так как в их интересах создание общественного резонанса и отклика общественности». Также в СФС считают, что «сам факт наличия у задержанных лиц оборудования для игры страйкбол не говорит об их принадлежности к страйкбольному сообществу».

В комментариях в группе «ВКонтакте» автор документа Дмитрий Ставицкий пишет, что ему как исполняющему обязанности председателя совета федерации «позвонили с Минспорта и выразили мнение о том, что наша позиция как официальной организации должна быть опубликована».

Увлечение страйкболом объединяло фигурантов другого резонансоного уголовного дела — о «террористическом сообществе «Сеть»», фигурантов которого 10 февраля приговорили к длительным срокам заключения в Пензе. В день оглашения приговора пензенцам стало известно, что следователи ФСБ считали страйкбольные тренировки монархистов из «Балтийского авангарда русского сопротивления» (БАРС), также обвинявшихся в терроризме, подготовкой к насильственному захвату власти в Калининградской области. Позже по ходатайству прокуратуры обвинение членам БАРС смягчили до «экстремистского сообщества».