«Детей раздевают, подключают к головам электроды, подвергают психологическому насилию»: Все о скандале вокруг фильма «Дау».

Российский режиссер (по совместительству, художественный руководитель Мемориала в Бабьем Яру) Илья Хржановский и его творение — проект «Дау» — попали в громкий скандал. Как выяснилось, к съемкам в фильме «Дау. Дегенерация» привлекали младенцев из украинских детских домов. Рассказываем подробно.

Начнем с истоков. «Дау» – это проект, который состоит из фильмов и сериалов о жизни советского физика, нобелевского лауреата Льва Ландау.

Так фильмов или сериалов? Ни того, ни другого. Дело в том, что «Дау» – гигантский проект, и 700 часов отснятого хронометража являются лишь одной из его составляющих.

Вот что о нем говорит кинокритик Meduza Антон Долин: «Дау» – монументальный проект, включающий в себя не только отснятый материал, но и перформансы, концерты, инсталляции. Тем не менее кинематографический материал здесь – главное».

По его словам, на сегодняшний день «Дау» включает 13 полностью смонтированных фильмов и сериалов разной продолжительности, от часа до десяти.

Так это фильм-биография? Нет. За время съемок (а длились они более 10 лет) «Дау» отдалился от жанра байопик. Долин отмечает, что проект ни в коем случае не нужно считать биографией Льва Ландау.

Где проходили съемки? Самые первые из них – в Москве и Петербурге. Но как пишет MyKharkov.info., Хржановский «искал чего-то другого, более аутентичного». Цитируем издание:

«Он хотел снимать там, где остался дух советской архитектуры, где не надо было бы применять компьютерные спецэффекты при съемках на улицах… Выбор пал на Харьков. Именно здесь на улице Новгородской, на территории сгоревшего бассейна на стадионе «Динамо» Хржановский начал создавать Институт. Место, где ему удалось построить свою удивительную и шокирующую вселенную под названием «Дау».

Подытоживая эту часть, добавим важное замечание: отвечать на вопросы, касающиеся «Дау», сложно. На это есть как минимум три причины:

Немногословность участников проекта (среди них и некоторые украинские политики);

Окутанная мифами жизнь в масштабной декорации, получившей название «Институт» (съемки на его территории проходили без сценария, участники проекта импровизировали).

Многочисленные обвинения в сторону создателей «Дау», часть из которых (упустим критику сцен изнасилований, вивисекции животных) касались съемок младенцев.

А если быть точнее: сцен насилия с участием младенцев из украинских детских домов. Об этом – более подробно.

«Дау». Насилие

На вопиющие сцены с участием детей обратила внимание эксперт по детской нейропсихологии Елена Самойленко.

В своем Facebook она пишет, что сцена с младенцами является насильственной, ведь ребенок не мог отказаться от съемки или «дать знак оператору, что он больше не может в ней участвовать».

«Нельзя заставлять детей долго кричать в кадре даже с разрешения родителей, ведь родители могут не знать нюансов детской нейропсихологии и неврологии. А потом – ху*к — почему малыш в 4 года писает в штаны, почему кроха коряво говорит, почему ребята ножки утятам режут», — возмутилась Самойленко.

Она добавила: «Дети плакали, а взрослые их не успокаивали. Это неадекватно, это могло спровоцировать депрессию, фрустрацию и страх смерти у ребенка».

«В комментариях сотрудница проекта призналась, что это были дети-сироты, на площадке их сопровождали соцработники (вероятно, рабочие детского дома). И, по мнению съемочной команды, дети не пострадали. Наоборот, им сделали ЭЭГ по назначению врача. ЭЭГ – это диагностическая процедура по выявлению эпилептических состояний. Получается, что каст проекта «Дау» использовал детей-сирот с согласия их опекунов (это обычно один директор детдома для всех), чтобы снять в фильме, где детей раздевают, подключают к головам фиксирующие электроды, подвергают эмоциональному и психологическому насилию», — пишет Самойленко.

Она уточнила, что, если детям было назначено ЭЭГ, гипотетически у них могли подозревать эпилепсию, и для таких детей стимуляция светом, стресс, истерика, повышенный пульс и частота дыхания могут стать провоцирующим фактором и вызвать приступ.

«Получилось так, что в Украине граждане другой страны могут прийти в детдом и набрать младенцев на съемку кино. Снимать их в любых условиях и любом виде, объективировать, проводить медицинские вмешательства. И все это с согласия одного опекуна. Никто защитить права сирот на этой съемочной площадке не мог», — констатировала эксперт.

Самойленко подчеркнула, что стоит инициировать расследование участия детей-сирот в «Дау», понять, кто привозил их на площадку, какое (цитируем) к черту ЭЭГ, почему детей снимали обнаженными, каким образом обеспечивались права ребенка на съемках? Наконец, кто получил деньги за эту «актерскую работу»?

Обращение в полицию

На ситуацию отреагировал уполномоченный президента Украины по правам ребенка Николай Кулеба.

«По полученной предварительно информации, в съемках использовали детей из Дома ребенка. В кадрах – дети. Это дети, для которых участие в таких съемках может быть травмой на всю жизнь! Есть также и другие факты, требующие подтверждения. Вероятность этих фактов, а также то, кто разрешил использование детей, должна расследовать полиция, к которой я уже обратился с соответствующим запросом», — написал Кулеба.

Омбудсмен также попросил людей, владеющих любой информацией о ситуации, написать ему в личные сообщения.

112