Илья Хржановский

«Холокостный Диснейленд». Историки говорят, что скандальный еврейский режиссер превратит украинский музей в один из них.

Последний кинопроект российского режиссера Ильи Хржановского настолько экстремален, что в настоящее время он находится под следствием полиции по обвинению в пытках статистов, в том числе несовершеннолетних сирот, на Украине. См. наш материал об этом. Он более десяти лет снимал фильмы в рамках своего сериала «Дау» на съемочной площадке площадью в три акра в украинском городе Харьков, чтобы воссоздать суровость жизни при коммунистическом Советском Союзе. Актеры имитировали избиения, допросы, сцены изнасилования и другие формы насилия, при этом почти все они были любителями и многие из них были несовершеннолетними, в том числе некоторые воспитанники детских домов.

До недавнего времени фильмы воспринимались как новаторские достижения. Но теперь Хржановский обвиняется в оскорблении своих актеров, эксплуатации их посредством физического насилия, унижений и сексуальных домогательств. Хржановский также является, по крайней мере, на данный момент, художественным руководителем крупного украинского проекта увековечивания памяти жертв Холокоста: Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр», музея, который стоил миллионы и все еще находится на стадии планирования. Он назван в честь одного из самых страшных массовых убийств времен Холокоста, в ходе которого нацистами и местными коллаборационистами в овраге Бабий Яр на окраине тогдашнего Киева было убито более 150000 человек, в том числе 50 000 евреев.

Украинское правительство вложило в проект миллион долларов – больше, чем оно вложило в любое предыдущее поминовение жертв Холокоста. Хржановский, хочет привнести в музей свой сверхреалистичный кинематографический стиль и сделать его, по словам бывшего директора проекта, «Холокостным Диснейлендом».

По словам Карла Беркхофа, который был назначен главным историком музея в 2017 году, но затем уволился, Хржановский сказал сотрудникам, что планирует экспозиции, «где посетители будут играть роль жертв, коллаборационистов, нацистов или военнопленных, которые были вынуждены сжигать трупы». Но скандал с его последним фильмом «Дау: вырождение» поставил под угрозу работу Хржановского в музее.

Десятки украинских деятелей культуры и историков подписали 1 мая открытое письмо с требованием о его увольнении из проекта «Бабий Яр». «Назначение Хржановского художественным руководителем уже подорвало репутацию «Мемориала» и подрывает достижения предыдущих трех лет работы, в то время как Центр сталкивается с назревающим международным скандалом», – говорилось в письме. В ответном заявлении Благотворительный фонд Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» заявил, что проекты «Дау» практически не имеют отношения к работе Хржановского в действующем музее Холокоста. «Мемориальный центр Холокоста в Бабьем Яру и проект DAU – это два совершенно разных проекта», – говорится в заявлении.

Там также добавлялось, что «все обвинения, адресованные в настоящее время Илье Хржановскому, основаны на эмоциях и субъективных мыслях, построенных на спекуляциях и предположениях». И все же выдвижение Хржановского на должность художественного руководителя, о котором было объявлено в декабре, предшествовало и, вероятно, привело к тому, что несколько ключевых сотрудников уволились из музея. Бывший генеральный директор музея Геннадий Вербиленко ушел в прошлом году, как и бывший исполнительный директор Яна Баринова. Большинство из них не рассказывали, почему они ушли.

Обстановка, созданная Хржановским для фильмов «Дау», делала возможным полное «погружение» в фильм. Этот проект иногда называли «Советским шоу Трумэна», ссылаясь на голливудский фильм 1998 года о человеке, чья повседневная жизнь снималась без его ведома. «Не было ролей, не было киносценария, мы жили так, как жили», – сказала актриса Наталья Бережная на пресс-конференции во время престижного Берлинского международного кинофестиваля в феврале. «В каком-то смысле это было страшно, угнетающе. У нас был страх, у нас была любовь, у нас были отношения. Мы жили, мы не работали по сценарию: это была наша жизнь».

На той же пресс-конференции Хржановский отрицал, что во время съемок были какие-либо инциденты, нарушающие закон. Но участие известного российского неонациста Максима Марцинкевича в проекте «Дау» не вызывает сомнений. Известный как «Тесак», он был заснят, воспроизводя то, за что он в настоящее время приговорен к 10 годам лишения свободы в российской колонии, за ограбление и нападение.

Наиболее известные музеи Холокоста, в том числе государственный музей Аушвиц-Биркенау, не поощряют или запрещают ролевые игры на их территории. Например, в Аушвице запрещено лазать по моделям фургонов для скота, напоминающим те, которые нацисты использовали для перевозки евреев. Музей Аушица подвергся критике в 2015 году только за то, что его сотрудники поливали туристов, стоящих в очереди во время жары, водой. Обиженные евреи по всему миру утверждали, что это «выглядело как душ, который евреи были вынуждены принять» до попадания в нацистские газовые камеры.

Хржановский отказался публично изложить свой план развития Бабьего Яра, заявив, что он будет представлен в этом году. Он не ответил на просьбу об интервью. На прошлой неделе Беркхоф призвал многих международных попечителей будущего музея в Киеве, включая бывшего сенатора Джозефа Либермана, бывшего вице-канцлера Германии Йошку Фишера и экс-президента Польши Александра Квасьневского, не оказывать поддержку проекту. Эрик Шульц, который занимал должность заместителя пресс-секретаря Белого дома при бывшем президенте Бараке Обаме, является главным пиарщиком музея в США. «Я больше всего боюсь, что это будет в некоторой степени развлекательный комплекс», – сказал Беркхоф в интервью агентству «УкрИнформ». «Я не хочу этого, ведь это же мемориал».

jta