Вермахт

Кавказоидные предатели. 75 лет назад произошло антинемецкое восстание горцев на острове Тексел.

75 лет назад, 15 мая 1945 года, Вермахт провел парад, празднуя свою последнюю победу. Бои развернулись в совершенно неожиданном месте, и воевать немцам пришлось с вовсе уж неожиданным противником — грузинами. 42.TUT.BY рассказывает историю восстания на голландском острове Тексел — последней битвы Второй мировой войны в Европе.

История всегда повторяется. Кавказцы всегда стреляют европейцам в спину. Очередное доказательство вероломности горцев.

Пленные или коллаборанты?

«Большая группа грузин, более 800 человек, собранная фашистскими вербовщиками „рабочей силы“ по лагерям советских военнопленных, привезена на этот далекий кусок северной земли для того, чтобы строить здесь боевые укрепления на случай вторжения союзников. За ними зорко следят, им дают непосильную нагрузку, но их не убивают и даже не морят голодом: укрепления должны быть возведены во что бы то ни стало, а у немцев нет другой рабочей силы, кроме этой группы многонациональных советских людей. Их стерегут денно и нощно — и все же наступает мгновение, когда пленным удается завладеть немецким оружием. На замкнутом пространстве острова завязывается многодневный кровопролитнейший бой, унесший свыше 600 солдатских жизней».

Так описывались события на Текселе в рецензии кинокритика Раисы Зусевой на фильм «Распятый остров», снятый в СССР в 1968 году.

Вроде бы все понятно: с одной стороны доведенные до отчаяния пленники, с другой — головорезы вермахта. Есть только один вопрос: а почему все военнопленные оказались именно грузинами? Неужели для того, чтобы рыть землю и лить цемент, необходимо непременно создавать команду из представителей одной национальности?

Разумеется, тут есть нюанс. Да, восставшие грузины действительно были набраны в основном из военнопленных. Но на момент начала восстания назывались они немного по-другому. А именно 822-м пехотным батальоном «Царица Тамара» Грузинского легиона вермахта. То есть коллаборационистской частью. Так что перед нами не восстание заключенных, подобное тем, что были в Собиборе, Треблинке, Варшавском гетто, — здесь военнослужащие союзных войск вермахта восстали против своего командования.

Что грузинам делать в Голландии

Остров Тексел — самый крупный в Западно-Фризском архипелаге на севере Нидерландов. Заняв страну в 1940 году, немцы оккупировали и Тексел. А когда дело дошло до возможной высадки союзников на западе, германское командование начало форсированное создание «Атлантического вала» — системы укреплений, чтобы уберечься от будущего вторжения. В нее вошел и Тексел, остров ощетинился батареями 150-миллиметровых орудий, их окружили минными полями и колючей проволокой.

А союзники не пришли. Вернее, пришли, но южнее, проломив Атлантический вал на пляжах Нормандии. Укрепления острова не пригодились: Западный фронт передвигался все ближе к границам Германии, потом по самой Германии, а орудиям Тексела все еще не в кого было стрелять. Тем не менее в феврале 1945 года сюда перебросили 822-й батальон Грузинского легиона.

Это подразделение изначально создавалось грузинами-эмигрантами — сторонниками идеи независимой Грузии под протекторатом Рейха: в 1921 году большевики ликвидировали государственность демократической республики Сакартвело, отнюдь не добровольно включили грузинскую территорию в свой состав, и некоторые грузины ненавидели СССР.

Правда, рядовой состав был набран практически сплошь из военнопленных грузинского происхождения. Возможно, среди них и были идейные, но многие пошли в легион по более прозаичным причинам — чтобы не умереть в лагере.

Тем не менее это были не «добровольные помощники», а вполне себе солдаты союзных вермахту войск, дававшие военную присягу германскому командованию. Батальоны Грузинского легиона назывались в честь выдающихся государственных и культурных деятелей Грузии — «Георгий Саакадзе», «Давид Строитель», «Илья Чавчавадзе», «Ираклий II», «Царица Тамара», «Шота Руставели» (исключением, пожалуй, был батальон «Шалва Маглакелидзе», названный в честь основателя легиона).

822-й батальон «Царица Тамара» был сформирован в Польше в 1943 году и успел отметиться в боевых действиях против партизан. Затем он оказался в Голландии, где бойцов планировали использовать против войск западных союзников — но уже к весне 1944 года в части появилось коммунистическое подполье. О том, что немцы создадут «независимую Грузию», тогда уже вряд ли кто-то думал всерьез, зато политика нацистов на оккупированных территориях и в отношении пленных грузинам была хорошо известна. Организация начала подготовку антинацистского восстания буквально сразу, как появилась, — собирались соединиться с десантами англичан, которые могли высадиться в Голландии.

Но в Лондоне решили не рисковать (с десантными операциями у Великобритании всю войну было не очень). Восстание отложили, но о существовании подполья стало известно немцам. Если раньше грузинские формирования были у командования вермахта на сравнительно хорошем счету, то после новой информации от потенциальных бунтарей поспешили избавиться, отправив их на отдаленный остров. В результате на Текселе оказались 800 грузинских и 400 немецких военнослужащих.

Чужие для всех

Положение у легионеров было незавидное. Они не были своими нигде: в СССР их считали иудами, для союзников они были врагами, Сопротивление видело в них немецких подхалимов, а сами немцы не доверяли и относились с презрением (правда, в мемуарах немецких офицеров, пересекавшихся с 822-м батальоном, отношения с грузинами сильно идеализируются, но это, скорее всего, неправда). Плохо было и со снабжением.

Масла в огонь подливало и то, что деятели, отвечавшие за создание восточных легионов вермахта, большей частью имели отношение к неудачному покушению на Гитлера в 1944 году: они пошли под расстрел, а доверие к созданным покойными частям (в том числе Грузинскому легиону) сильно пошатнулось.

Что именно послужило причиной восстания — на этот счет мнения расходятся. По одной версии, солдатам 822-го батальона жизненно необходимо было реабилитироваться за службу у немцев — кровью нацистов планировалось смыть позор коллаборационизма.

Некоторые историки полагают, что грузин банально подставили голландские коммунисты, клятвенно обещавшие то ли свою, то ли союзническую помощь и в итоге «кинувшие» горцев.

Командир Грузинского легиона Шалва Маглакелидзе писал, что трусливые голландцы «не сделали за всю войну ни одного выстрела, а сейчас, чтобы оправдаться перед русскими за полученные от них денежные средства, решили использовать этих грузин».

Наконец, возможен вариант и стихийного выступления: в марте 1945 года часть батальона немцы вознамерились бросить под американские танки, в последние отчаянные бои. Разделения спаянной части грузинские солдаты не захотели. И приняли решение любой ценой вырезать гарнизон Тексела.

Именно вырезать: с оружием у расквартированных на Текселе частей 822-го батальона было туго, имелись в основном ножи. Правда, на сей раз удалось достичь полной внезапности.