28 июля суд Красноярского края признал “Комитет “Нация и Свобода” (КНС) экстремистской организацией и запретил его в России. Примечательно, что в Красноярском крае, где проходил суд, у активистов нет ни отделений, ни представителей. Националисты с решением не согласились и собираются оспаривать его вплоть до ЕСПЧ.

Рассказываем, что такое “Комитет “Нация и свобода” (КНС) и почему они впали в немилость у властей.

Ненависть к правительству, “Русский, проснись” и люстрации. За что власти запретили КНС?

КНС был создан в 2014 году и с тех пор не раз привлекал внимание ФСБ. Однако в итоге инициатором запрета выступила прокуратура Красноярского края. Она подала в суд и заказала экспертизу публикаций националистов Красноярскому педагогическому университету. Экстремизм был найден в требовании люстраций, отставки Путина и правительства РФ, а также роспуска Госдумы. Так, по мнению сотрудников педвуза, КНС возбуждал ненависть к социальной группе “правительство”.

Кроме того, в вину националистам поставили разжигание ненависти к социальной группе “ватники”, использование лозунгов “Русский, проснись! Русский, борись! Один за всех, и все за одного! Вместе за свободную и русскую Россию!”, а также требование отказа от замещающей миграции. И лозунги, и требование, как посчитали эксперты, разжигают межнациональную ненависть.

Дополнительными доказательствами вины КНС стали дело его сторонника Игоря Стенина, преследовавшегося за экстремизм и признанного “Мемориалом” политзаключенным, а также статья «Пока Путин у власти – будут и теракты» вместе со ссылкой в группе “ВКонтакте” на “Артподготовку”. Характерно, что ссылка была опубликована ещё до запрета “Артподготовки” в России.

В самом КНС открещиваются от обвинений в экстремизме: “Мы – националисты, поскольку считаем свой народ, этнос, высшей ценностью в этом материальном мире, и национал-идеалисты, поскольку считаем, что недостаточно просто что-либо думать, надо соответствовать своим убеждениям, поэтому у нас культивируется максимальная практическая активность на благо своего народа, которая доступна простым людям. Национализм – это не желание убить всех нерусских, это желание, чтобы твой народ не был уничтожен, процветал и благополучно развивался.

По мнению Басманова, запрет его организации объясняется политическими мотивами:

“Режим опасается усиления протестных настроений на фоне нового экономического кризиса и поэтому атакует организации, которые считает наиболее опасными. Мы же видим, что одновременно с КНС идёт атака на “Открытую Россию”, в меньшей степени – на Команду Навального, не так давно у наших союзников из АНС прошла серия обысков, а одному из лидеров, Михаилу Пулину, пришлось эмигрировать.

Басманов считает, что идеология КНС мало отличается от европейских правых партий и рассчитывает на победу в ЕСПЧ. Помимо этого, члены КНС готовы в личном качестве отстаивать свои идеи и поддерживать другие политические организации, как они говорят, близкие им по взглядам, – в частности, ПАРНАС, и Кампанию «Нет».

Впрочем, политики либерального фланга, несмотря на обращение к ним националистов в дни запрета организации, воздержались от поддержки КНС. И дело здесь, возможно, в его истории.

Комитет «Нация и Свобода»: начало

КНС был создан националистами, выступившими против войны с Украиной в 2014 году. С тех пор они поддерживали многие “либеральные” оппозиционные компании, при этом организуя собственные акции, самая известная из которых – “Русский марш”. Помимо этого, КНС формирует колонну националистов на Марш памяти Бориса Немцова

“Наша стратегия – это мирные протесты, результатом которых должны стать отставка и люстрация Путина и его клики и затем победа на честных выборах в Новой России.

Цель максимум – возвращение русским людям отнятых у них прав и свобод.

Цель минимум – обеспечение консолидированного централизованного участия русских националистов в общегражданском протестном движении против антинародной диктатуры”, – говорится в соцсетях КНС.

Однако помимо “стандартных” требований оппозиции значительную роль в программе КНС играет именно националистическая повестка:

● Полный отказ от политики замещающей миграции.

● Максимальная социальная поддержка русских как государствообразующего народа, в том числе – через аннулирование долгов по всем кредитам, включая ипотеку.

● Полная десоветизация, осуждение преступлений периода военного коммунизма и советского правительства, признание массового геноцида русского народа, совершенного по классовому, религиозному и прочим признакам. Переименование улиц и демонтаж памятных сооружений, названных в честь участников красного террора. Запрет КПРФ и «Единой России».

В последнее время Комитет “Нация и Свобода” выступал против внесения поправок в Конституцию РФ и поддерживал протесты в Хабаровском крае. Последняя проведенная ими акция – “Проводы Конституции” в Москве.

КНС оставался одной из наиболее оформленных националистических сил, хотя назвать его “силой” можно было довольно условно. До 2010 года, во времена расцвета националистского движения, подобная КНС организация тянула бы лишь на небольшую активистскую группу. Сейчас же все ультраправые движения оказались маргинализованы, а совокупная численность их сторонников не превышает 50 тысяч человек.

Предыстория “Нации и Свободы”

Впрочем, КНС, несмотря на либеральную риторику, тесно связан с вышеназванными организациями. В 2010 году возглавлявший на тот момент ДПНИ Владимир Басманов (Поткин) уехал в эмиграцию на Украину из-за уголовного дела об убийстве гастарбайтера в Протвине, на которое он якобы вдохновил своих сторонников. По версии следствия, убившие иностранца подростки отчитывались перед ДПНИ о “борьбе с нелегальной иммиграцией”. По словам самого Басманова, силовики предлагали ему прекратить деятельность организации в обмен на свободу.

Однако ДПНИ не было началом националистической карьеры Басманова. Ещё в 90-х годах он стал членом сейчас запрещённой в РФ националистической организации “Память”, идеология которой представляла собой смесь антисемитизма, с православным монархизмом. «Память» выступала за восстановление в России самодержавия, “экономическое самоудовлетворение” и запрет частной собственности.

«Мы не нацисты и не экстремисты, мы — убеждённые сторонники самодержавия, наш идеал — Русь в виде православного царства», – так объяснял цели “Памяти” ее лидер Дмитрий Васильев.

Националистскую карьеру Басманов продолжил в качестве лидера уже упомянутого ДПНИ. Образовалось оно во время беспорядков в подмосковном Красноармейске в 2002 году. Поводом для конфликта послужила драка в баре, инициатором которой стал 43-летний Гарик Саян (армянин, гражданин РФ). Националисты подхватили эту историю и принялись действовать: в ночь с 7 на 8 июля они, вооружившись дубинками, начали нападать на дома армян, причем Саян на тот момент уже был задержан полицией. В результате погромов пострадало более 20 человек.

“Движение против нелегальной иммиграции” позиционировало себя как общественное объединение, созданное с целью помощи правоохранителям в борьбе с нелегальными мигрантами. ДПНИ всячески поддерживало политику Путина касательно борьбы с преступностью и даже устраивало демонстрации в его поддержку.

“Мы поддерживаем президента, а также Валентину Матвиенко в её стремлении сделать город чистым” – заявлял Максим Валецкий, активист ДПНИ.

Официально ДПНИ выступало против нелегальной иммиграции, но на практике – против нерусских, в частности выходцев с Кавказа. Костяк организации состоял из скинхедов, причастных к нападениям на иностранцев, ЛГБТ, антифашистов и приверженцев “нетрадиционных религий”. Именно обвинение в нападении на иностранца послужило поводом для эмиграции Владимира Басманова.