Казнь, про которую все забыли. Как неонацисты убили на камеру двоих приезжих, а следователи за 13 лет никого не нашли.

О делюге рассуждает некто Иван Ланьков из проекта База.

Летом 2007 года в интернете появилось видео с казнью двоих пленников — уроженцев Таджикистана и Дагестана. Двойное убийство совершили люди, представишиеся национал-социалистами. Позднее они же опубликовали своё заявление, в котором призывали сторонников к войне против приезжих и российских властей.

Ни подозреваемых, ни тел погибших следствие не обнаружило. Долгие годы дело оставалось нераскрытым, а о казни, которая бурно обсуждалась в конце нулевых, забыли. Но после смерти Максима Марцинкевича СКР неожиданно о ней напомнил — и заявил о причастности Тесака к двойному убийству.

Казнь, которую приняли за инсценировку

12 августа 2007 года в ЖЖ пользователя antigipsyone появился ролик под заголовком «Казнь таджика и дага». Действие происходит в лесу: между деревьями натянут нацистский флаг со свастикой, под ним на коленях стоят два человека, обозначенные в титрах как таджик и дагестанец. Пленники дважды повторяют: «Нас арестовали русские национал-социалисты». Затем неизвестные в масках под крик «Слава Руси» перерезают одному из мужчин горло и отпиливают голову ножом. Второго убивают выстрелом в затылок. В конце убийцы называют себя представителями Национал-социалистической партии Руси (НСПР).

Кусочек ролика по таймеру, показанный на ПутиНТВ:

Уже на следующий день МВД заявило о намерении проверить видео, а 14-го числа неизвестные прислали в редакцию новостного сайта чеченских сепаратистов «Кавказ-центр» электронное письмо. В нём говорилось, что националисты объявляют «вооружённую войну против чёрных колонистов» и планируют «выселить всех кавказцев и азиатов с территории Руси». Также они потребовали освободить своих единомышленников, прекратить преследования Максима Марцинкевича и отправить Владимира Путина в отставку. Власть в стране радикалы, судя по их письму, хотели передать национал-социалистическому правительству, «которое должен сформировать лидер Национал-социалистического общества России (НСО) Дмитрий Румянцев». Себя они назвали боевым крылом этой организации, действующим самостоятельно, а также «авангардам» национал-социалистической борьбы.

Опечатка в слове «авангардом» выбивается из всего текста, написанного без грамматических и орфографических ошибок. Это важная деталь, которая в будущем укажет на одного из возможных подозреваемых.

Сотрудники «Кавказ-центра» рассказали журналистам, что ранее не сталкивались с НСПР и даже не знали о существовании такой партии. Редакция сайта, ссылаясь на комментарии других национал-социалистов, сообщила, что некоторые из них заподозрили в этой истории провокацию: якобы Кремль через структуры ФСБ готовит массовые репрессии против представителей радикальной субкультуры.

Как утверждало следствие, тогда же, 14 августа, в Управление по борьбе с организованной преступностью МВД Адыгеи явился 24-летний Виктор Мильков. Он признался в публикации ролика, но заявил, что видео прислал ему неизвестный отправитель по электронной почте. На Милькова в итоге завели уголовное дело за разжигание межнациональной розни. В ноябре его приговорили к году исправительных работ, но прокурору такой расклад не понравился — после пересмотра парня отправили на год в колонию-поселение.

Позднее, в начале десятых годов, Максим Марцинкевич в своей автобиографической книге напишет, что Виктор из Майкопа — не случайный человек, а знакомый из его собственной неонацистской группировки «Формат 18», с которым он даже «разговаривал за две недели до посадки» (к августу 2007 года Тесак был фигурантом другого уголовного дела, за разжигание межнациональной розни). По словам Марцинкевича, он обещал приехать в город к Виктору и открыть там ячейку НСО — упомянутой отправителями письма организации, которую возглавлял Дмитрий Румянцев.

МВД же 21 августа сообщило, что запись казни содержит следы монтажа, но для подтверждения экспертам нужно её изучить более подробно. Тем временем националисты на форумах обсуждали версию о провокации властей, необходимой для дискредитации их идей, а правозащитники возмущались наказанием Виктора, распространившего видео. Само расследование в общем и целом заглохло.

Семья, которой никто не помог

В январе 2008 года житель селения Султанянгиюрт в Дагестане Умахан Удаманов написал Владимиру Путину. Мужчина просил президента помочь с поисками сына Шамиля, который отправился в 2007-м на заработки в Москву и пропал. Той же зимой Артур — сын Умахана — наткнулся в интернете на ролик с казнью. И узнал в одной из жертв своего брата.

После обращения к Путину московская милиция завела уголовное дело о пропаже Шамиля Удаманова. Огласке это не предавали, но в феврале на одном из неонацистских сайтов появилось заявление НСПР, которая, как казалось, залегла на дно после двойного убийства. Подписан текст был «Командиром Браниславом», а в самом материале говорилось, что партия была создана весной 2007 года, но работает она подпольно и нацелена на уничтожение врагов. Под ключевыми противниками НСПР подразумевала «путинские оккупационные структуры»: МВД, ФСБ, прокуратуру и «другие банды», а также всех «членов оккупационных властей, начиная с управ и заканчивая депутатами, министрами и самим, видимо уже бессменным, главарём РФ».

Важно, что НСПР назвала первое заявление, опубликованное через «Кавказ-центр», фейковым, бредовым и состряпанным из «малограмотных банальных фраз» и «из откровенной дезинформации о признании над собой какого-то политического руководства». В качестве доказательства того, что с общественностью говорит настоящее НСПР, авторы прикрепили к публикации фотографии со съёмок казни, которые ранее нигде не фигурировали.

«Бойцы НСПР провели операцию по аресту и последующей казни двух колонистов, приехавших на Русь из Дагестана и Таджикистана. Мы разъяснили им о преступном нахождении на землях Руси. По законам военного времени вскоре последовала казнь» — из заявления НСПР

Своей главной задачей НСПР назвала «свержение правительства РФ для установления Национал-Социализма на землях Руси» и пообещала в будущем нанести удары по силовым структурам. В общих чертах всё заявление состояло из нацистских, расистских и милитаристсикх высказываний. При этом НСПР призвала всех единомышленников организовывать автономные боевые группы (от одного до пяти человек) для дальнейших операций и ведения партизанской войны. «Наш боевой дух несоизмеримо выше боевого духа мвдшников и других путинцев. И мы всегда должны держать его на высочайшем уровне. К малодушию, желанию переговоров, нарушению дисциплины нужно относиться нетерпимо и искоренять как заразную болезнь», — проповедовали авторы.

В то же время расследование дела Шамиля Удаманова формально продолжалось, но за полгода его поиски внешне никак не продвинулись. В начале лета семья убитого решила предать происходящее огласке и рассказала свою историю изданию «Кавказский узел». Кистаман, сестра пропавшего, сообщила журналистам, что делом особо никто не занимается, а правоохранители, несмотря на просьбы отца, даже не начали поиски Шамиля.

Хотя Артура, брата Шамиля, в апреле вызывали в прокуратуру — парня уведомили, что место казни найдено, туда выезжали следователи, но следов преступления они не обнаружили. Тут есть важный нюанс: на кадрах с места казни видно, что убийцы вырыли могилы.