С. Мардан:
— В эфире Радио «Комсомольская правда» я – Сергей Мардан.

О. Кашин:
— И я – Олег Кашин. Привет, Сергей! Сейчас в Доме приемов МИДа России на Воробьевых горах главы МИДов Армении и Азербайджана по призыву Владимира Путина и при участии Сергея Лаврова ведут переговоры о перемирии, чтобы отдать пленных и убитых. Насколько я понимаю, новостей оттуда еще нет.

Армяно-азербайджано-армянские переговоры в РФ. Совещаются Зограб Мнацаканян, Джейхун Байрамов и Сергей Лавров-Калантаров (прим.ПН14)

С. Мардан:
— Я вообще думаю, что нам сообщат, только если достигнут хоть сколько-нибудь значимых договоренностей. А если просто попьют чай и съедят по шашлыку, отделаются традиционным пресс-релизом.

О. Кашин:
— Сегодня прямо самое крутое, по-человечески, это Мишустин (Мишустян, прим.ПН14), который свой премьерский самолет в Ереване отдал для транспортировки раненых российских журналистов в Москву. Даже если это жест, рассчитанный на наше пиар-восхищение, то он сработал. Красиво, эффектно и здорово. Молодец, Мишустин.

О. Кашин:
Давай лучше поговорим про двойную лояльность. Уже который раз, сейчас вот эта девушка из ИТАР-ТАСС, которая вчера у Соловьева сказала: мочить в сортире, — отвечая на вопросы о бомбежках христианских храмов в Карабахе. Понятно, что люди азербайджанского происхождения в российских и медиа, и в политике, и в бизнесе стоят на стороне Баку. А люди армянского происхождения стоят на стороне Еревана. И это такой зов крови, такое первобытное.

Я каждый раз с уважением отношусь к обеим сторонам, но думаю: вот давайте это запомним, чтобы, когда они будут говорить там, что слово «русский» неприличное, или что в России нет никаких этнических групп, а все многонациональные россияне, вот давай будем им припоминать. И Араму Ашотовичу, и Маргарите Симоньян, и Гусману, и этой Кадыровой из ТАСС, что да, конечно, мы многонационалы, но если вы можете позволить себе быть армянами и азербайджанцами, то мы имеем право быть русскими.

С. Мардан:
— Я позавчера об этом говорил в эфире и даже пытался вызвонить Рубена Варданяна. Но миллиардер и предприниматель счел за лучшее не обострять и умолчать. Напомню, о чем шла речь. Рубен Варданян – один из самых известных российских предпринимателей, филантроп, благотворитель, одни из создателей бизнес-школы «Сколково». В отличие от Абрамовича, который просто на этом нажил денег, продав большой участок земли рядом с МКАД, Варданян там положил много и денег, и сил, и личных связей и возможностей, чтобы это хоть чем-то отличалось от традиционного девелоперского проекта. Варданян написал открытое письмо президенту Российской Федерации, в котором сказал, что надо помочь Армении, потому что надо помочь Армении.

О. Кашин:
— Потому что русские солдаты должны умирать за Карабах. Такой был посыл.

С. Мардан:
— Мы исторические союзники. Там был приведен такой очень традиционный набор аргументов, когда эта тема так или иначе возникает в российском, русском общественном медиа-пространстве. Первый раз это было в начале 90-х.

О. Кашин:
— Это было даже в конце 80-х. И тогда был довольно четкий идеологический раскол. Начиная с Сахарова и Старовойтовой. Либералы и демократы за армян, консерваторы – за азербайджанцев. Прошло тридцать лет. И как-то уже все стало гораздо проще. Какая у тебя кровь, за того ты и будешь. Ты армянин, значит, ты будешь говорить: армяне, вперед! В общем, наверное, за тридцать лет все упростилось и немножко ушло в архаизм.

С. Мардан:
— Дорасскажу эту историю. Буквально на следующий день после письма Варданяна, на которое особо никто и внимание не обратил, появилось ответное письмо другого российского миллиардера, но только азербайджанского происхождения, Фархада Ахмедова. Проживает в Лондоне. Приезжает в Россию или в Баку? Я сильно сомневаюсь. Классическая оффшорная буржуазия. Казалось бы, какое дело что Ахмедова, что Варданяну до происходящего в этом скалистом Нагорном Карабахе? А поди ж ты.

Ахмедов тоже написал письмо, причем в тональности типичных азербайджанских торговцев на рынке, которые тоже начали объяснять, что на самом деле это Азербайджан, а вот помните, что было в Ходжалы. Зачем ты врешь президенту Российской Федерации? Именно с таким акцентом. Он в этом тексте читался. И это было совершенно поразительно.

Ребята, вы тридцать лет объясняли, что нет никаких русских, есть многонациональный народ Российской Федерации. Мы за тридцать лет умолили включить в конституцию в виде поправки упоминание о каком-то неизвестном государствообразующем народе, который говорит на русском языке. Так вот, у нас есть многонациональный народ Российской Федерации, у которого, по идее, есть один флаг, одна столица, одна Родина, одна судьба. И при этом два уважаемых господина, очень взрослых, говорят, что родина совсем в другом месте для них.

Ни в одном, ни в другом письме чисто с ритуальной точки зрения не прозвучало эта присяга верности великой России. Никто на аватарку имперского орла себе не прицепил.

О. Кашин:
— Это как раз то, о чем я говорю, — двойная лояльность двум родинам. Крутится на языке, стоит посмотреть в эти недели программу «Международная пилорама». Да, ее ведущий — такой ярко выраженный представитель одной из враждующих национальностей. И я помню, как глумливо и цинично, гнусно он шутил про белорусских женщин, белорусских участников протестов, когда были протесты в Минске. Интересно, будет ли он шутит про армянских солдат, погибающих в Карабахе? И с какой тональностью он будет это делать.

Мы уже смирились: о’кей, давайте мы будем россиянам, давайте будет плавильный котел. Да, ни эллина, ни иудея в Российской Федерации. И тут оказывается: да, может быть, эллина нету, иудея нет, но армянин есть, азербайджанец есть. Когда в июне было обострение, на улицах Москвы были столкновения армян и азербайджанцев. Вроде бы их пригасили. Теперь полемика перешла уже на уровень людей с миллиардами. У кого больше миллиардов. Я к Варданяну нейтрально отношусь.

С. Мардан:
— А вот почему?

О. Кашин:
— А как к нему надо относиться?

С. Мардан:
— А я не знаю. Ты относишься к нему как настоящий российский демократ первой волны, как Сахаров. Армяне – молодцы, а азербайджанцы – не очень.