«Висит вакансия три месяца — ни одного обращения». Как Россия справляется с оттоком мигрантов. В статье также раскрыта тема легкого нелегального проезда через границу в РФ.

Из-за пандемии коронавируса российские работодатели столкнулись с дефицитом иностранной рабочей силы. Многие уехавшие весной мигранты хотели бы вернуться, но выбор легальных путей невелик.

Мэр Москвы Сергей Собянин в октябре заявил, что число трудовых мигрантов в городе в этом году снизилось примерно на 40%. По данным МВД, с января по август 2020 года иностранным гражданам было выдано в России около 790 тысяч рабочих патентов, это также 40% меньше, чем годом ранее.

Русская служба Би-би-си попыталась разобраться, как Москва и Подмосковье справляются без привычного числа мигрантов, а мигранты — без работы в России.

«Дайте строителей, дайте дворников»

«Люди уехали на зиму, а весной возвратиться не смогли. И строительные компании, которые ведут работы, тендеры выиграли, а теперь приходят к нам — дайте людей», — рассказывает Алексей, гендиректор фирмы, которая в Москве занимается ремонтом в многоквартирных домах.

Его фирма пострадала меньше других, так как работники никуда не уезжали. «У нас практически весь контингент иностранных граждан как был, так и остался, мало кто ушел: фонд у нас старый, а вода и тепло людям нужны и зимой», — говорит Алексей.

По его словам, по компаниям, которые делают капремонт, отток иностранной рабочей силы ударил гораздо сильнее.

«Дайте строителей, дайте дворников, дайте людей на уборку урожая, никогда [раньше] в профсоюз не обращались за кадрами», — подтверждает нехватку рабочих рук председатель центрального комитета Профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов.

Российские власти закрыли границу в середине марта, и в страну не успели въехать те, кто обычно приезжает на сельхозработы.

«Вот ребята из Дмитровского района звонили нам сюда, фермеры, и говорят: дайте нам людей, помогите убрать урожай — капуста, морковь и салат… Мы говорим: а куда же вы дели своих людей? Наверное, вы с ними плохо обращаетесь, они от вас уехали? Они отвечают: да нет, годами приезжали, почти что одни и те же, но вот в этом году не смогли прилететь», — рассказывает Каримов.

«Уезжают дворники и консьержи. Дворники работали через подрядную организацию, она [из-за нехватки людей] не смогла выполнять свои обязательства», — рассказывает Людмила Синицына, учредитель нескольких управляющих компаний, обслуживающих дома в Подмосковье.

По ее словам, работников теперь стало меньше, и подрядчик поднял ставки, мотивируя это тем, «что спрос [на дворников] увеличился в два-три раза».

«[Для нас это проблема, поскольку] у нас тарифы на содержание и ремонт утверждены собственниками», — говорит Синицына. Некоторые из оставшихся мигрантов в условиях дефицита кадров меняют работу, так как «на стройках зарплата выше и свободные руки уходят туда».

По словам Собянина, отток иностранной рабочей силы особенно ощутим в сфере ЖКХ. «Это ручной труд. Это лопата, метла, лом. Далеко не все москвичи готовы работать на таких работах. Но потихоньку все равно решаем и эту задачу: очень много механизации, привлекаем людей из других регионов», — говорил он в интервью телеканалу «Россия 1».

Но удовлетворить потребности за счет россиян, очевидно, получается не у всех и не везде. Соучредитель подмосковных управляющих компаний Синицына рассказывает, что сейчас минимальная ставка дворника — 30 тысяч рублей, найти работника на такую зарплату сложно.

И так не только с уборкой дворов: «Маляров не можем три месяца найти — причем на зарплату в 60 тысяч. Раньше было 30 тысяч. У нас висит вакансия три месяца — ни одного обращения».

В общей сложности недостаток рабочей силы сейчас испытывают на себе примерно 40% компаний, традиционно нанимающих на работу мигрантов, следует из исследования Центра стратегических разработок, данные которого приводили «Ведомости».

И речь идет не только о предприятиях ЖКХ и строительных фирмах. Из-за оттока иностранной рабочей силы сложился дефицит курьеров и водителей такси, отмечало издание со ссылкой на экспертов.

«Сейчас снова отправляют людей на удаленку, и соответственно опять растет количество заказов в интернет-магазинах, — сказал «Ведомостям» президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров. — Но курьеров больше не становится — не едут люди из дальних регионов в Москву, чтобы работать курьерами, потому что жить им негде, социальных связей тоже нет. Соответственно, логистические службы страдают».

Правда, крупные компании, занимающиеся доставкой, с этим не согласны. В сервисе Delivery Club Би-би-си сказали, что осень — «высокий сезон на рынке доставки, в преддверие которого потребность в курьерах действительно вырастает». В компании говорят и об увеличении числа заявок от желающих подработать доставкой еды.

«Как только откроют — я поеду домой»

Те из мигрантов, кто не уехал домой до закрытия границ, теперь не могут вернуться к семье.

Рустаму 27 лет. Почти десять из них он работает в Москве кровельщиком. Дома в Таджикистане у него осталась большая семья — родители, жена, трое детей. «Все вместе живем. Дети просят: приезжай, приезжай, приезжай! Но не получается, что поделать», — вздыхает он.

С марта регулярное авиасообщение с Таджикистаном приостановлено. Время от времени между Москвой и Душанбе летают рейсы, но билеты на них сложно достать — и многим не по карману. По словам Рустама, билет в один конец стоит около 40 тысяч рублей.

И хотя предложений по работе в Москве сейчас действительно много — в миграционном центре ему предлагали несколько вариантов заработка — Рустам намерен при первой возможности уехать домой. Говорит, что очень соскучился по семье, которую не видел 11 месяцев, и устал от повышенных нагрузок и немаленьких трат на жизнь в России.

«Конечно, сумма [которую мы тратим в Москве] для нас очень кусается. Мы жилье снимаем и патент оплачиваем, все по полной программе…» — жалуется кровельщик.

В общей сложности для того, чтобы законно работать в Москве, иностранному гражданину нужно иметь с собой на старте не меньше 30 тысяч рублей, рассказали несколько опрошенных Би-би-си мигрантов.

15 тысяч рублей стоит подготовка пакета документов на оформление патента, медосвидетельствование, тесты на знание русского языка и оформление полиса ДМС. Оплата патента — это еще около 5,5 тысячи рублей, которые мигрант должен ежемесячно платить авансом.