В течение последних двух десятилетий в Нидерландах медленно нарастал конфликт из-за традиции красить лицо в черный цвет перед Днем Святого Николая, предрождественским праздником в честь святого, послужившего прототипом Санта-Клауса. Противники этого обычая говорят, что изображение закадычного друга святого, Черного Пита, на шествиях и вечеринках, предшествующих празднику, является расистским, отмечает JTA.

Сторонники празднования противостоят тому, что они считают цензурой древней традиции, которая, по их мнению, не только не унижает чернокожих, но и является их прославлением со стороны известного толерантностью голландского общества. Столкновения по этому вопросу в последние годы иногда перерастали в насилие. В этом году в дискуссию включился Еврейский исторический музей в Амстердаме с новой выставкой, на которой представлены материалы, которые, как можно надеяться, могут наконец решить вопрос о расистских изображениях Черного Пита.

Решение музея затронуть эту тему является политически чувствительным, и директор музея ясно понимает, что его учреждение противостоит традиции. На выставке показано, что Ян Шенкман, учитель, который в 1850 году опубликовал первые иллюстрации Черного Пита в детской книге, также был автором популярной серии буклетов о крючконосом солдате-еврее по имени Леви Мозес Садок. Выставка под названием «Леви Садок и Черный Пит: две карикатуры» основана на опубликованной в прошлом месяце книге «Смеясь над Леви», первой в которой «Черный Пит» рассматривается в свете антисемитизма Шенкмана. «Это доказательство того, что эта традиция изначально расистская», – заявил JTA Серхио (((Беренштейн))), голландский активист, выступающий против расизма.

Представленные в музее буклеты, написанные в виде писем Леви к его матери, начинаются с сатирической записки на ломаном голландском языке от Леви к его «маммеле» (выражение нежности к матери на идиш). После успеха первого буклета Шенкман написал еще один, в котором Леви хвастается, что продавал части палаток замерзающим солдатам во время осады Севастополя в 1854 году. Он сопровождался карикатурой с ухмыляющимся Леви, с огромным крючковатым носом и густыми усами. Было напечатано около 50000 экземпляров буклета – «цифра, которая свидетельствовала об огромной популярности писем», – подчеркнул Эмиль Шрайвер, директор Еврейского исторического музея.

По словам Роберта Вуйсье, еврейского писателя, который исследовал отношения между евреями и чернокожими в своих трудах и который является известным критиком обычая изображать Черного Пита, сегодня буклеты о Леви малоизвестны. «Это показывает сдвиг после Холокоста в границах того, как евреи могут рассматриваться в популярной культуре», – заявил Вуйсье JTA. «И это также показывает, что границы не сдвинулись в достаточной степени в отношении того, как можно обращаться с чернокожими».

Шенкман написал еще два буклета о Леви, после чего серия стала настолько популярной, что зажила собственной жизнью, а фанаты распространяли свои собственные версии. Затем последовали стихи о Леви и иллюстрированные комиксы. В одном из последних, датируемом 1855 годом, Леви изображен с макияжем, напоминающим «бушмена» — это отсылка к африканцам, которые в то время появлялись на ярмарках во Франции. По данным музея, это первое изображение белого человека с черным лицом в голландской литературе. К 1860-м годам Леви стал настолько известен, что голландские пекари продавали имбирные пряники в форме Леви с огромным носом.

«Леви стал хитом 19-го века», – говорит Шрайвер, который также руководит Еврейским культурным кварталом Амстердама, в который входят музей и несколько других еврейских учреждений. По сравнению с этим, изображения Черного Пита Шенкманом были гораздо более вежливыми. Его детская книга 1850 года «Св. Николас и его помощник» изображает Черного Пита просто чернокожим человеком, идущим рядом с едущим верхом на лошади Святым Николасом. Первые изображения Черного Пита не имеют ни одной из характеристик, которые позже были добавлены персонажу, возможно, рекламодателями, таких как преувеличенные красные губы, серьги и клоунские костюмы. Сторонники «Черного Пита» часто указывают на это как на доказательство того, что персонаж изначально не является расистским.

21 ноября четыре человека были арестованы в Венло после столкновения с протестующими, выступающими против обычая изображать Черного Пита. В прошлом году антипитовские активисты были окружены контрпротестующими внутри здания школы, которое нападавшие разгромили, выбив окна и запустив петарды. Хотя Шрайвер предостерегает от оценки культурного феномена 19 века по современным стандартам, он говорит, что позиция музея прозрачна. «Да, мы переходим на сторону противников Черного Пита», – подчеркнул он. Но главный вклад выставки в дебаты состоит в том, что она «показывает, что, в отличие от того, что утверждают многие защитники Черного Пита, это не древняя традиция, а нечто из 19 века, и это часть более широкого контекста, в котором люди не видели ничего плохого в оскорбление целых групп людей».

Выставка привлекла значительное внимание средств массовой информации в Нидерландах, Беренштейн заявил JTA, что это очень важно, поскольку она «внесла ясность» в отношении Черного Пита. Но, добавил он: «Эта выставка будет информировать тех, кто хочет быть информированным. Я не питаю иллюзий относительно ее способности достучаться до тех, кто этого не захочет».

Лехаим