Движение ополчения: как американские правые защищают США от правительства.

19 апреля 1995 года в Оклахома-Сити произошел крупнейший террористический акт, случившийся на территории США до трагедии башен-близнецов. Грузовик, снаряженный кустарной бомбой мощностью в 2300 килограммов тротила, взорвался и разнес вдребезги административное здание. Погибли 168 человек, почти 700 были ранены.

Это злодеяние совершили не исламисты или левые экстремисты. Подрывник Тимоти Маквей симпатизировал одному из радикальных общественных движений, растущих из толщи консервативных слоев США — Ополчению. Структура зародилась в начале 90-х, у нее никогда не было единого центра, но к ней относили себя тысячи американцев. Ополченцы считают — и обычно являются — искренними патриотами Америки, однако участники движения регулярно оказываются в центре инцидентов, связанных с насилием и жертвами.

Международная редакция рассказывает об одной из самых беспокойных гражданских структур современных Соединенных Штатов Америки.

Идеология движения ополчения имеет очень глубокие корни в американской истории — в первую очередь она основана на спорах о Второй поправке к Конституции США.

Документ гласит, что для безопасности свободного государства необходимо хорошо организованное ополчение. Данная поправка устанавливает также неотъемлемое право на хранение и ношение оружия гражданами.

Вторую поправку толковали и комментировали в течение всего времени ее существования. Дискуссии о том, что такое «хорошо организованное ополчение», велись буквально с конца XVIII века. Согласно Закону об ополчении 1903 года под ним понимается Национальная гвардия США.

Однако это была не единственная трактовка. Даже в эпоху основания США уже существовала точка зрения, по которой ополчение делится на «отобранное», то есть, лояльных властям добровольцев, и всеобщее, включающее всех, способных держать оружие. Даже по поводу Национальной гвардии существует дискуссия, является ли она в действительности «тем самым» ополчением из Второй поправки.

Другим поводом для дискуссий в США традиционно является вопрос о свободе приобретения и ношения оружия. Традиционно американское общество — одно из самых вооруженных в мире, и ограничения на приобретение и ношение стрелкового оружия, включая многие образцы, состоявшие или состоящие на вооружении армии по меркам большинства иных стран незначительны. Хотя бы какие-то существенные запреты на покупку оружия появились в государстве только в 30-е годы прошлого века. И даже в наши дни существует при определенных условиях возможность легального владения, к примеру, крупнокалиберным пулеметом или винтовкой, собранной своими руками из законно приобретенных запчастей. При этом попытки усилить контроль над оружием регулярно натыкаются на мощное противодействие на всех уровнях — как со стороны политиков, так и со стороны рядовых граждан, ценящих свое право на винтовку.

Третий культурный аспект, который необходимо учитывать для понимания корней движения ополчения — это глубокая религиозность американского общества и децентрализованность американцев в вопросах веры. Христианство представлено в стране множеством церквей самого разного толка, включая совсем маленькие общины с экзотическим толкованием писания. Между тем религиозные ценности как таковые разделяются искренне и массово, часто — с немалой долей экзальтации. Все это создает питательную среду для радикальных сект.

Зачатки ополчения в современном виде можно проследить в военизированных организациях периода холодной войны. США долгое время прожили в атмосфере угрозы Третьей мировой войны. Отражением такого страха стало движение «сурвивалистов», или говоря по-русски, выживальщиков. При нефтяном кризисе 70-х годов бестселлером в США стала книга Говарда Раффа «Голод и выживание в Америке». Рафф давал разнообразные советы по выживанию при наступлении всеобщего экономического и общественного коллапса, а позднее, отталкиваясь от его наработок, другие авторы написали целую серию произведений о том, что делать в случае краха привычного мира. Часто они не шли дальше обычных советов по выживанию в экстремальных ситуациях. Однако некоторым этого было мало.

С конца 60-х годов в США существовало ультраправое движение Posse Comitatus. Оно было основано на началах христианской идентичности, превосходства белой расы и антисемитизма. Его члены отказывались платить налоги, выступали с заявлениями о захвате власти в США «сионистским оккупационным правительством», а в 80-е годы стали известны всей стране. Один из членов организации Гордон Каль объявил, что налоговое управление — это «синагога Сатаны, построенная по инструкции коммунистического манифеста», и отказался платить туда деньги.

После этого Каль попал в тюрьму за уклонение от налогов, нарушил условия условно-досрочного освобождения, а когда его пытались задержать федеральные маршалы (подразделение министерства юстиции США, ближайший аналог в России — приставы), убил двоих и тяжело ранил трех федеральных агентов.

Именно тогда основатель Posse Уильям Поттер Гейл употребил оборот «ополчение». Ультраправые настаивали на том, что их движение имеет моральное право и должно противостоять «тираническому правительству».

Тем не менее некоторое время могло казаться, что активность ультраправых не выльется ни во что серьезное. В 1991 году распался Советский Союз, так что исчез один из жупелов, которые толкали людей в объятия радикалов. Но в начале 90-х годов произошли два события, которые вызвали взрывной рост популярности праворадикальных антиправительственных групп.

В 1992 году в полудикой глуши штата Айдахо произошло событие, не грандиозное само по себе, но громыхнувшее как бомба в публичном пространстве.

В 80-е годы Рэнди Уивер, отставной «зеленый берет», купил участок земли в урочище Руби-Ридж в горах на севере Айдахо. Уивер и его жена Вики поселились в отдалении в доме, который построил Рэнди, и жили там, сторонясь больших коллективов. Уивер и Вики были сложными личностями. Вики видела сны, которые считала пророческими. Детей они обучали дома, исповедовали жесткий вариант христианства, имели расистские взгляды, верили в существование «сионистского мирового правительства», но в целом не выходили за пределы образа мрачноватых чудаков из глубинки. Однако после хозяйственной тяжбы с соседом тот отправил письмо в ФБР, где указал, что Рэнди собирается убить президента США, а заодно губернатора Айдахо и папу римского.

При всей экстравагантности Уивера, никаких доказательств этому не было, но он попал в разработку федеральных агентов. Затем подосланный провокатор заказал Уиверу несколько обрезов, запрещенных к изготовлению законами штата. В итоге агенты Министерства юстиции США годами сооружали заговор из слухов, спровоцированных ими же нарушений и ненадежных свидетельств, а в августе 1992 года попытались задержать Уивера. Топорно организованная операция привела к перестрелке — Уивер, уверенный, что защищается от «сионистов», вместе с домочадцами отстреливался, в результате чего погибли федеральный агент, жена и сын Уивера.

Разразился чудовищный скандал, действия федералов в Руби-Ридж были признаны беззаконными, Уивер и выжившие члены его семьи получили компенсации, однако вскоре на взбудораженное общество обрушилась еще одна чудовищная новость.