Дагестанская полиция остановила на границе конный поход из Чечни, который двигался вглубь республики. Видеозапись и детали случившегося публикует Telegram-канал «Кавказский узел».

Как уточняется, колонну всадников с чеченскими флагами и криками «Ахмат — сила!» заметили в Новолакском районе. На место сразу же прибыл начальник местного уголовного розыска. Он попытался выяснить намерения конников.

Впоследствии после разговора с полицией чеченцы удалились.

Часть читателей чеченского Instagram-паблика поддержали министра по нацполитике Чечни Ахмеда Дудаева, назвавшего поход всадников в Новолакский район Дагестана «обычной конной прогулкой», а критиков этой акции — провокаторами. Другие пользователи соцсети сочли инцидент на землях бывшего Ауховского района следствием недопонимания жителей двух республик.

Как писал «Кавказский узел», 3 апреля полицейские в Новолакском районе остановили участников конного похода из Чечни, направлявшихся к могиле полководца Байсангура Беноевского, расположенной на спорных землях бывшего Ауховского района. После инцидента 29 всадников все же дошли до могилы полководца, сообщил источник в МВД Дагестана. Конный поход к могиле Байсангура Беноевского является низовой инициативой, но такие акции одобряются руководством Чечни, указали глава Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев, правозащитник Оюб Титиев и блогер Тумсо Абдурахманов. «Эта акция вполне могла пройти без согласования с властями Чечни. Любой чеченец может посетить могилу Байсангура Беноевского. Но судя по тому, как она прошла, акция была согласована с руководством», — сказал, в частности, Оюб Титиев.

Почти 30 лет чеченцы Дагестана ждут восстановления Ауховского района, на территории которого жили их предки до сталинской депортации. Власти обещали выполнить их требования, но камнем преткновения стала необходимость переселить лакцев, живущих на этой территории, в Новолакском районе. За что ауховцы упрекают дагестанских чиновников и как власти планируют решить их проблему, можно прочитать в справке «Кавказского узла» «Главное об Аухе: чего требуют чеченцы от властей Дагестана».

Конный поход чеченских всадников не был ни с кем согласован, сообщил на условиях анонимности источник в администрации Новолакского района. «Благодаря мессенджерам такие сборы можно организовать достаточно оперативно, а любителей конных прогулок в Чечне довольно много. Наши силовики узнали об этом плане и категорически предупредили, что согласия на такую акцию мы не даем. Несмотря на это, к 11 часам, с флагами и в черкесках, они были уже на кольце в Хасавюрте, откуда начинается дорога в наш район. Представители правоохранительных органов и местной чеченской общины объяснили им, что подобные мероприятия надо согласовывать заранее, учитывая предписания закона и ограничения, связанные с пандемией. Однако они возразили, что ничего особенного они делать не собираются, хотят просто посетить могилу Байсангура, почтить его память», — привел 5 апреля его слова «Коммерсант».

В Telegram-каналах и в Instagram была распространена видеозапись, на которой видна группа мужчин, в том числе человек в форме сотрудника ДПС, и толпа всадников, в том числе с флагами Чечни, кричащих: «Ахмат – сила!». Один из всадников, подъехав к группе мужчин, высказывает желание задать вопрос, после чего спрашивает у одного из собравшихся, какую должность тот занимает. Услышав ответ, он громко говорит: «Начальник уголовного розыска, занимайся незаконными действиями, деяниями, совершенными против закона! Согласовывать будет глава администрации вот этого района! Если бы ты был главой администрации района, я бы тебя понял», – после чего спешивается и вместе с конем отходит в сторону.

По словам источника, участники похода «посетили могилу, перекусили и вернулись домой». Сотрудник МВД по Дагестану сообщил, что «конфликтных ситуаций либо лозунгов, разжигающих межнациональный конфликт, зафиксировано не было», уточнило издание.

В конном походе участвовали 29 жителей Чечни, сообщила вечером 5 апреля ЧГТРК «Грозный» на своей странице в Instagram. Министр Чечни по нацполитике, внешним связям, печати и информации Ахмед Дудаев призвал «не устраивать безосновательные провокации» в связи с «конными прогулками», говорится в публикации.

«Нас удивляют попытки некоторых провокаторов придать обычной конной прогулке политическую подоплеку или связать это с вопросом границы. При этом посещение могилы нашего национального героя называется несанкционированной акцией. Это не более чем словесная манипуляция. Ничего плохого не произошло», — заявил Ахмед Дудаев.

Министр «призвал провокаторов успокоиться» и подчеркнул, что «между братскими республиками» нет никакого конфликта, отмечается в публикации телеканала.

Ауховский район Дагестана был ликвидирован как административная единица после депортации чеченцев 1944 года. Вопрос о восстановлении Ауховского района в Дагестане чеченцы ставили с 1990 года. В июле 1991 года Съезд народных депутатов Дагестана принял решение о восстановлении района, однако оно оказалось невыполненным из-за несвоевременного и недостаточного финансирования переселения лакцев из этих мест, говорится в справке «Кавказского узла» «Конфликт в Карамане».

Конный поход чеченских всадников многие восприняли как «намек на поддержку собратьев из соседней республики в их желании ускорить восстановление Ауховского района» либо как демонстративное «напоминание исторической принадлежности земель чеченскому народу», либо как демонстрацию возможностей «для достижения неких личных или групповых целей», рассказал ранее «Кавказскому узлу» дагестанский политолог Эдуард Уразаев.

Поход связан с другими мероприятиями в поддержку решения об образовании Ауховского района, поскольку в 2021 году исполняется 30 лет с момента принятия решения о восстановлении района, предположил главный редактор РИА «Дербент» Милрад Фатуллаев. «Чеченцы-аккинцы считают, что нельзя передавать эту проблему будущим поколениям, необходимо форсированно решить ее. Этот вопрос поднимался в ряде материалов в СМИ. И именно поэтому на этот поход так жестко отреагировали», — сказал он ранее «Кавказскому узлу».

Поход к могиле Байсунгура Беноевского вряд ли имеет непосредственное отношение к требованиям восстановить Ауховский район, предположил в свою очередь заместитель главного редактора «Черновика» Магомед Магомедов. «Но напоминание о том, что эта территория когда-то имела отношение к чеченцам, конечно, имеет место», — сказал он «Кавказскому узлу».