Алтын Орда показала Путину и России, кто и где хозяин. На севере Казахстана массово переименовывают русские улицы, процесс необратим.

Казахстану не стоит идти на поводу у Владимира Путина и приуменьшать свою историю до 550-летия Казахского ханства. Такое мнение писателя Марата Токашбаева приводит русскоязычное издание «Караван» в материале, посвященном предстоящему 30-летию Республики Казахстан (РК).

По мнению Токашбаева, власти РК продвигают идею о 550-летии Казахского ханства как ответ на слова президента РФ о том, что у «казахов не было государства». Писатель же считает, что государственность казахов древнее — они потомки Алтын Орды (Золотой Орды).

Токашбаев приводит пример Киргизии, где, ссылаясь на труды древнекитайских историков Сы Цянь и Бань Гу, отмечали 2200-летие своей государственности. Если учесть историю государств Уйсунь, Канлы, Дешт-Кыпчак и Найманского ханства, история РК удлинится до 2500−2700 тысяч лет.

Экскурс в историю подводит читателя к актуальным проблемам. В Павлодаре из 335 улиц всего лишь 62 носят казахские названия, сетуют авторы. Остальные — русские, что вполне естественно для северного Казахстана. Тем не менее, десятки улиц в самое ближайшее время будут переименованы.

Так, в городе планируют убрать не только улицы с «советскими» названиями (Ермакова, Комсомольская, Урицкого, Луначарского, Розы Люксембург), но и с русскими топонимами (Кубанская, Донецкая, Таганрогская) и даже вполне нейтральные (Южная, Парковая, Степная).

Чем не угодила акимату улица Циолковского и вовсе непонятно. На территории Казахстана остался и активно эксплуатируется, в том числе в интересах РК, космодром «Байконур» (казахское название). А первый казахский космонавт Токта́р Аубаки́ров совершил полет еще 30 лет назад.

Тем более странно выглядит переименование улицы Мира. Кому-то надоел мир?

Происходящее в Павлодаре — продолжение кампании, начатой ранее. Так, улица Мира в самом северном городе страны — Петропавловске, была названа в честь Нурсултана Назарбаева. Заслуг первого президента РК, в том числе, в сохранении мира в Казахстане, никто не отрицает. Но не получится ли так, что со временем и сам старый казачий город переименуют в Кызыл-Жар, как грезят местные ура-патриоты еще с 90-х?

Волна переименований катится по всему северному Казахстану. Такие попытки уже зафиксированы в Усть-Каменогорске. Вслед за переименованием улиц, сносом старых и установкой новых памятников, переходом на латиницу русские в РК могут стать лишними.

Что характерно. Инициативы националистов поддерживают некоторые представители местной русскоязычной общественности. Надеются, что их защитит лояльность? Тем временем, сторонников межнационального мира, таких, как Ермек Тайчибеков, в РК подвергаются репрессиям, бросают в тюрьмы. При полном попустительстве официальной Москвы.

По мнению заместителя заведующего кафедры государственной политики МГУ Максима Вилисова, Россия в Казахстане уже бессильна.

— Рубикон давно перейден. Сейчас мы наблюдаем фиксацию результата нацстроительства Казахстана. Исходя из оснований внешней политики РФ, Москва даже юридически не может ни на что повлиять, так как исходит из парадигмы, что это новые независимые государства, которые возникли на осколках Советского Союза. Поэтому Россия и не может, и не хочет влиять на их политику. Она даже в Белоруссии не может это сделать, а в Казахстане тем более. Это уже необратимо.

«СП»: — Русским Казахстана, которых бросила большая Родина, сейчас, наверное, тревожно. Может, они еще покажут зубы?

— Никаких внутриполитических конфликтов в самом Казахстане по поводу такого масштабного переименования не будет, потому что конфликтный потенциал там давно исчерпан, ситуация полностью контролируется режимом и этот курс будет последовательно реализовываться. Мы знаем, что обозначен переход на латинский алфавит… Отдельные политики и эксперты в России могут быть не согласны, но вряд ли это на что-то повлияет. Наверху, вероятно, исходят из того, что вмешательство может привести только к обострению проблем.

Главный политический советник председателя ЦК КПРФ, д. и. н. Вячеслав Тетекин указывает на идеологическую пустоту российских властей.

— Отношениями с бывшими советскими республиками наши власти занимаются по остаточному принципу. Несмотря на все совместные декларации, встречи в верхах, военные учения главный интерес творцов российской внешней политики находится на Западе. Это Европа и Соединенные Штаты. И немножко Дальний Восток — Китай и Япония. Страны же СНГ находятся на периферии.

Отсюда и то минимальное внимание, которое уделяется экономическим связям и культурным отношениям с ними. А должна идти ежедневная работа для укрепления двусторонних связей. Посмотрите, как американцы отработали на Украине, вложив деньги и создав проамериканское лобби. У нас так не делают, думая, что все образуется само собой.

В бывших советских республиках необходимо поддерживать пророссийские силы и противодействовать антироссийским. Это проблема не только Казахстана, но и, например, Грузии. Там есть сторонники Москвы, с которыми я общался, но наши власти не обращают на них внимания. Если и работают, то только с верхним эшелоном элит, а с народом, с обществом работать никто не умеет.

«СП»: — Растеряли умения…

— Да, авторитет России упал ниже плинтуса. Посмотрите, что позволяют в отношении памятников советским солдатам те же прибалты, поляки. Какая была реакция России? Да, по сути, слабенькая.

И, наконец, странно предполагать, что в условиях антикоммунизма, который является хотя и скрытой, но доминирующей идеологией нынешней правящей группировки, кто-то будет защищать в Казахстане улицы с советскими названиями. Те ребята, которые занимаются переименованием, твердо знают, что Россия не будет вступаться за идеологическое наследие СССР.

Своим взглядом на проблему с «СП» поделился советник 1-го класса МИД РФ в отставке, писатель, историк Александр Афанасьев.

— Официальная российская линия заключается в том, что мы стараемся ничего не замечать… Я работал в Казахстане на дипломатической работе. Там подспудно тлели враждебные отношения. Вхождение в СССР воспринималось чуть ли не как оккупация. В общественном транспорте женщины порой пытались развязать скандал: мол, вы русские — оккупанты, езжайте в свою Россию.

А русских было в Казахстане 37%. Вытеснение было жесткое. Цель была в том, чтобы оставить пару миллионов русских — тех, которые «не возникают». Тем не менее, Назарбаев проводил гибкую политику: отдавая приоритет титульной нации, на всякий случай заигрывал и с русским населением. Русская община была представлена в Конгрессе народов и т. п.

После смены президента Токаев потихоньку начинает усиливать национальный аспект, отходить от дружеских отношений с РФ в сторону Запада. Они долго не решались, но наконец объявили о переходе на латиницу. Это был очень серьезный разворот. Поэтому ничего удивительного в происходящем нет. Все республики — самостоятельные государства и соблюдают свой национальный интерес.

«СП»: — Почему Россия допускает это? Ведь там живут русские люди, Казахстан — наш союзник по ЕАЭС, ОДКБ и должен нести определенные обязательства. При СССР такого раздрая не было…

— В Советском Союзе сплоченность достигалась экономическими преференциями в пользу союзных республик. Например, после землетрясения в Узбекистане Рашидов заявил, что республика не справится своими силами. Республики помогать за счет своих бюджетов тоже отказались. В итоге помощь шла с общего котла. То есть за счет РСФСР.

Когда СССР развалился, в самом ущербном положении оказалась именно Россия. Но когда все устаканилось, оказалось, что у России есть немало внутренних ресурсов. Мы видим, как экономически наша страна сейчас выправляется. Новые союзные отношения Москва сможет установить только тогда, когда республики увидят, что Россия без них развивается успешнее, чем с ними.

Как только в республиках, в том числе Казахстане, почувствуют ущербность своего локального национализма, объединительные перспективы вновь появятся. А пока России надо полностью сосредоточиться на своих внутренних делах, на экономике и не обращать внимания ни на враждебное внешнее окружение, ни на кажущееся дружественным отношение бывших республик.

Свободная Пресса