Провокация‑на‑Дону. К ростовским активистам пытался внедриться «военный», предлагавший купить оружие и обещавший поддержку со стороны ЧВК.

Троих жителей Ростова-на-Дону задержали по делу о вандализме из-за граффити «Путин — вор» на одном из домов. Надписью занимается ФСБ: именно спецслужба выпустила ролик, где подозреваемые признавались в содеянном на камеру, и говорили, что их чат «модерируется из Польши». Накануне задержаний к активистам пытался присоединиться некий «военный»: предлагал купить оружие, заниматься телефонным терроризмом и говорил о поддержке со стороны ЧВК.

В конце марта ФСБ отчиталась о задержании в Ростове-на-Дону «экстремистской группы» из трех человек — по данным спецслужбы, задержанные собирались устраивать «акции прямого действия»: наносить оскорбительные надписи на здания и применять самодельные зажигательные устройства «в отношении зданий органов власти и территориального органа безопасности».

ФСБ представляет эту группу как экстремистское сообщество, наподобие «Нового величия».

Сообщение сопровождалось видеозаписью с признаниями задержанных. «В начале марта я вступил в чат. Этот чат модерируется из Польши. В этом чате я также почерпнул для себя много новой информации и методов экстремистской деятельности. В целях созданной мной группировки являлось: первое — нанесение краской на жилых зданиях надписей, оскорбляющих власть; второе — проведение акций прямого действия с применением коктейля Молотова по отношению к органам власти», — говорит на камеру, будто зачитывая заранее заготовленный текст, первый задержанный. Лицо подозреваемого закрыто мозаикой, это одиннадцатиклассник Алексей И.

Второй человек на видео — Михаил Селицкий. Он уточняет, что 24 марта он и его приятели собирались закидать ростовский отдел полиции №1 краской. Признательный монолог Селицкого смонтирован с другим видео, на котором кто-то кидает коктейль Молотова в кирпичную стену с надписью «Свободу всем политзаключенным».

В беседе с «Медиазоной» Селицкий рассказывал, что силовики заставили его зачитать признание на камеру под угрозой лишения свободы. Третий персонаж на видео — Денис Фаткуллин, он проходит по делу свидетелем.

Помимо Алексея И. и Селицкого, подозреваемым в вандализме по мотивам политической ненависти стал 26-летний юрист страховой компании Кирилл Скрипин. Сейчас юрист находится в СИЗО — он, по мнению дознавателя, пытался скрыться на территории Украины.

Адвокат Ирина Гак, защищающая Скрипина, предполагает, что ростовские силовики планировали представить эту группу как экстремистское сообщество, наподобие «Нового величия». С защитницей согласны и сами задержанные — по их словам, к ним в доверие пытался втереться провокатор — он представился военнослужащим, готовым продать оружие «для дела революции».

Дело «Нового величия»
Десятерых участников малоизвестной оппозиционной организации «Новое величие» задержали накануне президентских выборов в Москве 15 марта 2018 года. Их обвинили в создании экстремистского сообщества и участии в нем, однако позже во время судебного процесса от второго обвинения прокуратура отказалась. Четверым подсудимым назначили условные сроки. Еще трое, включая Руслана Костыленкова, которого следствие сочло лидер сообщества, получили от 6 до 7 лет колонии. Позднее в апелляции двум фигурантам сроки незначительно сократили. Один из из обвиняемых покинул Россию, а еще один, Рустам Рустамов заключил досудебное соглашение и получил условный срок.
В основу уголовного дела «Нового величия» легли показания информатора, который во время офлайновых встреч активистов, познакомившихся в телеграм-чатах, предложил им создать политическую организацию и написать устав.

«Путин — вор» на стене

После январских митингов в поддержку Алексея Навального в телеграме появился открытый чат под названием #РостовДействуй. Его подписчики обсуждали политическую повестку в России, договаривались о встречах с единомышленниками и планировали возможные уличные акции.

«Данная группа создана для идей по привлечению людей в наши ряды, распространению информации для ознакомления, включая: листовки, соц.сети, творческие идеи. Главная задача этого чата — предлагать и делать. Любая пропаганда насилия — бан», — говорится в описании чата. На момент публикации статьи в чате состояло 28 человек, а последняя активность там была 7 апреля.

Именно в этом чате познакомились будущие фигуранты дела о вандализме Алексей И., Селицкий и Скрипин. Позже они перевели общение в закрытый чат, который назывался «Наши».

«Обсуждали возможность дальнейшей агитации в поддержку политзаключенных, общаться на реальных встречах», — рассказывает «Медиазоне» приятельница подозреваемых Вероника Горецкая. Нередко молодые люди встречались в кафе — познакомиться поближе и поговорить о политике.

Горецкой 19 лет, она — довольно известная ростовская активистка. Девушка регулярно участвовала в различных уличных акциях, выступала в поддержку политзаключенных и участвовала в предвыборных кампаниях.

Помимо разговоров о политике, она вместе с приятелями действительно иногда расклеивала листовки по городу, признает Горецкая. Однажды они сделали несколько надписей «Путин — вор» на одном из домов на улице Криворожской. Это граффити и послужило поводом для возбуждения дела по статье о вандализме.

Как стать вандалом

Согласно 214 статье УК, под вандализмом понимается осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.

На практике вандализмом считают разные случаи: например, когда человек ломает автобусные остановки, или рисует на них, срывает таблички со зданий или же их разрисовывает стены домов. При этом необязательно, чтобы здание представляло какую-то культурную ценность — за повреждение такого строения судят по отдельной статье.

В 2017 году трех мужчин приговорили к году ограничения свободы за то, что они разрисовали надписями несколько зданий в Казани. Поскольку одно из оказалось объектом культурного значения, приятелей судили еще и по 243 статье УК (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия).

Тогда же в 2017 году было прекращено уголовное дело жителя Челябинской области, который вместе с другом повредил баннер с изображением участкового полиции. Потерпевшим по этому делу проходила поселковая администрация, кому этот баннер принадлежал. Дело рассматривалось мировым судом и было прекращено за примирением сторон.

В 2016 году петербуржец разбил бутылкой окно в автобусе. За этот акт вандализма мужчина получил полгода исправительных работ в качестве наказания. Другой петербуржец в 2017-м расстрелял автобус из пневматического пистолета, дело прекратили в суде, так как стороны примирились. А в 2015 году в Подольске мужчина был осужден за то, что сделала матерную надпись на кабине лифта.

За 2019-й и первую половину 2020 года по части 1 статьи 214 УК в России осудили 260 человек; по части 2 статьи 214 (сюда входят и дела о вандализме по мотива политической ненависти) осудили 79 человек.

Михаил Селицкий тоже не отрицает, что сделал баллончиком надпись «Путин — вор»: «Если мы в чем-то и виноваты, то пусть заведут административное дело о хулиганстве».

Эпизод с брошенным в стену коктейлем Молотова тоже был, говорят Селицкий и Горецкая. Видео этого броска потом они же раскидали по чатам в телеграме. Активистка называет этот поступок «не более, чем игрой».