Свидетели обвинения вступились за астраханского политтехнолога: дело Александра Тукаева «о приматах» пережило первое заседание.

20 апреля в Советском райсуде состоялось первое судебное заседание по делу блогера Александра Тукаева. Ему вменяют ч.1 ст. 282 УК РФ (Возбуждение ненависти и вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Коротко, в чем суть дела. В августе прошлого года Александр Тукаев прокомментировал на Фейсбуке видео, на котором разъяренная толпа избивает мужчину. Незадолго до этого последний пытался затащить маленькую девочку в подворотню. Его намерения были пресечены, благодаря женщине, на чьи истошные крики и выбежали мужчины. Действие происходило в Италии.

Видеозапись в соцсети разместил молдавский блогер. Он озаглавил ее так: «Мигрант пытался пристать к малолетней девочке. Итальянцам это не понравилось». Тукаев сделал перепост, но уже со своим комментарием. Опубликовать его по объективным причинам мы не можем, но для понимания: блогер похвалил итальянцев, а мужчину сравнил с…обезьяной. Вот к этой части комментария у следствия и возникли вопросы. Сотрудники силового ведомства посчитали его спорным — по всей видимости, сочетание слов «примат» и «мигрант» в одном ряду – противозаконное.

Астраханская прокуратура vs Дарвин

Суд по Тукаеву начался рано утром и шел больше двух часов. Это было первое заседание, а потому стороны обвинения и защиты просто высказывали свои позиции. Жаркую дискуссию о могучем русском языке открыл гособвинитель. Позиция прокуратуры не противоречит заключению регионального следкома, который, проще говоря, считает, что в своих выражениях астраханский политтехнолог перешел границы дозволенного. На юридическом сленге это звучит так: «Александр Тукаев разместил доступный для всех пользователей пост, озаглавив размещенную им видеозапись со сценой насилия комментарием, направленным на возбуждение ненависти и вражды, а также унижение достоинства группы лиц по признакам национальности и принадлежности к одной из социальных групп (мигранты)». Сотрудник надзорного ведомства уверен, что блогер действовал на фоне неприязненных отношений к переселенцам.

Более того, официальная формулировка обвинительного заключения не раз трактует умысел Тукаева как преступный. Иными словами, обвиняемый знал, что пишет, куда, и кого называет обезьянами. К тому же положение Тукаева усугубляет тот факт, что это уже второе за 2020-й год дело по аналогичному поводу.

Напомним, в мае Кировский районный суд признал астраханского политтехнолога виновным в оскорблении экс-главы администрации Астрахани Радика Харисова. Суд счел доказанным тот факт, что блогер на своей странице в Фейсбук в 2019-м году нелицеприятно отзывался о национальной принадлежности бывшего сити-менеджера. Тем самым унизил его человеческое достоинство (состав ст. 20.3.1. КоАП РФ). И хотя подсудимый свою вину не признал, и даже попытался оспорить решение в областном храме Фемиды, ему все равно пришлось отбыть 10 суток в спецприемнике на ул. Рождественского. Понятное дело, что «рецидив» повлек за собой более жесткие меры. Теперь Александр Тукаев привлекается не по административной, а по уголовной статье. Наказание по ней — штраф от 300 000 до полумиллиона рублей или принудительные работы до четырех лет с лишением права на три года занимать определенные должности или от двух до пяти лет лишения свободы. Если, конечно, вина Тукаева будет доказана. А он ее не признает.

Свидетели Тукаевы

В суде астраханец парировал, разъясняя, что своим ярким комментарием он оценивал действия, а не статус человека. Иными словами, отзыв политтехнолога в соцсети, как он сам утверждает, был посвящен педофилам, а не мигрантам. По словам Тукаева, обвинение притянуто за уши, ведь на момент возбуждения дела никто не знал, мигрант ли тот итальянец на видео или нет. Следствие отталкивалось от заглавия видеозаписи, где было указано слово «мигрант». Обвиняемый утверждает, что эта подпись принадлежит молдавскому блогеру, который, кстати, «вовремя» удалил кадры со своей страницы. Позже прозвучало, что мужчина вовсе не мигрант. К слову, его не только отдубасили, но и после инцидента с девочкой посадили на 12 лет. Об этом Александр Тукаев сообщил суду, когда его попросили прокомментировать вкратце свое отношение к происходящему.

«Очень тяжело высказывать отношение по полностью сфабрикованному делу, но я попробую. В каждом предложении {обвинительного заключения, — прим.ред.} содержится ложь. В ходе следствия не было установлено, по отношению к какой социальной группе (а они четко распределены в УПК) я высказывал ненависть. Поскольку не установлены ни раса, ни национальность, ни вероисповедание, ни языковая группа мужчины, а дело в том, что такой соцгруппы как «мигранты» не существует.

В той же Италии мигрантом может быть итальянец, если он мигрировал из Швейцарии, скажем, из итальянского кантона. Я действительно высказывался негативно (причем, считаю, слишком мягко) по отношению к условно социальной группе «педофилы». На мой взгляд, самое страшное в мире преступление – насилие по отношению к детям. Если дословно брать мою фразу, речь идет чисто о человеке. Мол, молодцы итальянцы, предотвратили преступление по отношению к ребенку. А слово «обезьяна» используется к личности. Которая, кстати, не оказалась мигрантом. Соответственно, все, что я писал, относится к человеку, который пытался совершить насильственные действия в отношении 11-летнего подростка».

О радикальных взглядах Александра Тукаева по отношению к любителям детей многие знают не понаслышке. В приватной беседе или в соцсети политтехнолог неоднократно высказывался против моратория на смертную казнь для педофилов. Это подтвердили и многочисленные свидетели по делу, которые явились вчера в суд.

Диалог Тукаева с одним из свидетелей:
— Вы знаете или не знаете мою публичную позицию по отношению к педофилам?
— Ну, да. Я посты читаю.
— Какая она?
— Негативная, конечно.
— Вы когда-нибудь видели, чтобы я оскорбил или разжигал, призывал к действиям по религиозному, национальному, расовому признаку?
— Нет. Более того, по-моему, всегда говорил, что город многонациональный, все мы должны жить дружно, кроме этого ничего.

Защита и тот же свидетель:
— Возбудил ли у вас Тукаев ненависть или вражду, направленную на унижение достоинства группы по признакам расы, национальности, языка, происхождение, отношение к религии?
— А о какой группе речь, я даже не понял. К педофилам я и так испытываю ненависть.
— Да мы и сами не можем понять, о какой группе речь…

Таких свидетелей было еще четыре человека. Что интересно, вчера на заседании выступали свидетели обвинения. Это были друзья, знакомые и родные Александра. Почти все они высказались в пользу подсудимого. Свидетели защиты, как нам стало известно, появятся на следующем заседании суда. Против Тукаева показания дал лишь один свидетель – сотрудник Центра «Э» (по противодействию экстремизму) УМВД по Астраханской области. Он как раз проводил проверочные мероприятия, связанные с сомнительной публикацией на «Фейсбук». По словам правоохранителя, негативный комментарий политтехнолога был адресован именно мигрантам. Правда, кто такие мигранты и есть ли такая соцгруппа, ответить в суде так и не смог.