Помидорная война фермера Гаврилова: чем закончилась попытка нашего героя торговать овощами по честной цене. А ведь его предупреждали кавказцы: «Василич, не ломай нам бизнес».

— … Не, ты не подумай — Владимира Владимировича я уважаю, он мужик правильный… — волгоградский фермер Александр Гаврилов смущается, когда рассказывает о своем поступке, на несколько дней ставшим одной из главных новостей региона. Перед самым Новым годом тот раздал тонну продуктов всем нуждающимся, закрыл магазин и приколотил к нему табличку: «Здесь произошли похороны всех надежд на Путина».

— Путин здесь ни при чем, — снова вздыхает он. — От отчаяния это было, сгоряча. Устал бороться с беспределом местных чиновников. Они делали все, чтобы я закрыл магазин. А наверху меня не слышали. Вот я и… Четыре года на эту бессмыслицу ушло! Читай!

И фермер Гаврилов достает увесистую пачку бумаг — историю своей многолетней борьбы за право продавать собственные овощи в собственном же магазине.

«ПРОДАЙ МАГАЗИН!»

О том, что вырастить урожай — это пол-беды, бывший преподаватель Волгоградского музучилища Александр Гаврилов понял еще в начале 90-х, когда вместе с супругой ударился в фермерство и вырастил первые тонны ароматных помидоров. Вторая проблема оказалась куда серьезней — урожай нужно еще продать. И тогда Гавриловы решились открыть собственную торговую точку. Получили необходимые документы и дело пошло: в сезон торговали своими овощами, а часть сооружения сдавали в аренду. Но однажды все изменилось.

— В 2017-м то один, то другой смуглый торговец подходил: «Продай магазин», — вспоминает фермер. — Я отказывал и не обращал внимания. А потом вдруг в администрацию Краснооктябрьского района Волгограда вызвали: не так стоит магазин, не так землю использую. Тыкали в договора: мол, написано, что «эксплуатация объекта торговли», вот и эксплуатируй, а торговать нельзя. Как эксплуатировать-то объект торговли, если не торговать в нем?! Бред! Я им доказал, что торговля законна и успокоился было. Рано, оказывается…

Дальнейшее стало шоком для всех Гавриловых.

БЛОКАДА

— Продавец звонит, чуть не плачет: прямо перед моим магазином сгрузили три павильона — как теперь торговать, покупатели подойти не могут? — вспоминает Александр Гаврилов. — Приехал, обалдел — они эти ларьки всего в 1,2 метра от меня поставили, закрыв подъездные пути и доступ к канализационным люкам. Как специально сделали!

Угадайте с трех раз национальность конкурентов.

Возмущение фермера переросло в полнейшее недоумение, когда новые соседи показали бумаги: все законно, а разрешение на установку им выдала все та же администрация Краснооктябрьского района. Как так-то? А если, не дай Бог, пожар — все же сгорят!

— Вот и прокуратура удивилась, — достает Гаврилов еще один документ: в нем чиновникам напоминают, что существуют нормы и правила от 2011 года, по которым сотворенное ими — грубейшее нарушение и ставить такие магазины ближе 5 метров от окон зданий нельзя!

Тогда что же получается — чиновники упомянутой администрации не знали о нормативах? Или знали, но намеренно пошли на нарушение правил? Последнее наводило на не очень приятные выводы…

Ответ администрации Волгограда на запрос «Комсомолки» удивил. Мол, никто ничего не нарушал, ларьки вплотную к магазину Гаврилова были установлены в соответствии с действующими нормами, а когда те в сентябре 2017 года изменились, суд принял решение убрать их, что чиновники законопослушно и выполнили, предложив коммерсантам под торговлю другие места. Впрочем, между приведенной мэрией хронологией и реальностью оказалась большая пропасть.

— Несмотря на протест прокуратуры, закрывать незаконные точки они не собирались, — говорит фермер. — И тогда я подал в суд…

СУДУ ПОВЕРИЛИ С ТРЕТЬЕГО РАЗА

Нет, районный суд не встал на сторону администрации и постановил убрать закрывшие магазин Гаврилова ларьки. Однако администрация Краснооктябрьского района не только не поторопилась выполнять решение суда, а сделала все ровно наоборот.

— Я еще толком порадоваться не успел, как узнал — власти района обжаловали решение в облсуде, — перебирает бумаги Гаврилов. — Тот тоже: ларьки нарушают нормы, убрать! Мы тут все рты пораскрывали, когда увидели: администрацию не устроило и это решение, и те обжаловали его уже в кассационном суде Краснодара! И он тоже признал мою правоту!

— Снесли же все-таки, — вместе с ним мы стоим у его магазинчика, рядом с которым видны остатки следов тех незаконных ларьков.

— Да, но не сразу, — снова нерадостен он. — Положено было в течении 30 дней убрать, а те простояли еще 8 месяцев — администрация, хоть со скрипом и вынесла постановление о снятии «блокады», но ничего не делала для этого.

Торговля Гаврилова за это время заметно скукожилась — народ просто не видел его овощи, а арендаторы (часть площадей он сдавал), съехали — нет покупателя. Но сюжет и не думал заканчиваться…

ОТВЕТНЫЙ УДАР

22 июня прошлого года война между Гавриловым и чиновниками вспыхнула с новой силой. Тогда сразу шесть специалистов администрации района вдруг обнаружили — павильон, в котором фермер торговал овощами, ни что иное, как капитальное сооружение, на строительство которого никто не давал разрешения! И вскоре в суде уже был иск от Краснооктябрьского района: самовольно… нарушено… представляет угрозу для жизни населения… Следовательно, магазин нужно снести.

— Что там за специалисты-то работают? — от возмущения дрожит голос Гаврилова. — Они даже не знали, что у меня все документы о законности строения есть, а свои экземпляры куда-то подевали. И подписанного той же администрацией акта сдачи объекта в эксплуатацию у них, оказывается, тоже не было. Или просто не захотели в свой же архив заглянуть? И почему через суд-то?

Кстати, хороший вопрос. Итак, чиновники по какой-то причине засомневались в законности установки павильона Гаврилова. И винить в чем-либо на этом этапе их сложно: в конце концов, это их работа — проверять, чтобы на улицах наших городов не возникало торговой самостийщины 90-х, когда новоявленные купцы где и как попало ставили безликие будки со сникерсами и жвачками. Но почему бы не вызвать тогда того же Гаврилова в кабинет: покажи документы, мил человек! И не пришлось бы загружать лишней работой и без того перегруженные суды, тратить государственные деньги…

— Почему бы ему не прийти и не поговорить? Почему не предложил поговорить о мировой? — задает вопрос глава Краснооктябрьского района Иван Дронов.

Вопрос резонный, и я переадресовываю его фермеру.

— А как ты это себе представляешь? — горячится тот. — Его сотрудники меня судами и проверками обложили, а я ему — с мировой? И потом: я в конце прошлого года приходил с письмом, где просил его вникнуть в проблемы товаропроизводителей и вернуть ситуацию в правовое поле. Отправили к заму, тот послушал, покивал. И все на этом. Мне снова пришлось ходить по судам.

«Так как законодательством предусмотрен только судебный механизм урегулирования вопросов, касающихся подобных объектов самовольного строительства, администрация района была обязана обратиться в судебные органы», — гласил официальный ответ администрации города на мой запрос.

Неужели и правда подобные споры в России нельзя решить без судов? Оказывается, это не совсем так. В данном же случае — совсем не так.