Аминовка вызвала вопросы. Как строящийся мусульманский поселок насторожил следователей.

Проектом мусульманского поселка в Подмосковье заинтересовался Следственный комитет России (СКР). Глава СКР Александр Бастрыкин потребовал провести проверку. Следователи обратили внимание на сообщения СМИ, что поселение Аминовка может стать религиозным анклавом, а жителям близлежащих территорий поступают угрозы. Предполагается, что поселок будет существовать по канонам ислама. Там будет мечеть, «халяльная база отдыха», а также действовать запрет на алкоголь, курение и разведение свиней. Новость об этом вызвала множество возмущений в соцсетях. Насколько законно строительство мусульманского поселка? Выяснял Александр Рассохин.

140 км от Москвы по Новорижскому шоссе, Шаховской район. Именно здесь, как ожидается, появится поселок, уже успевший кого-то возмутить, а кого-то и насторожить. Никакого алкоголя, табака и свиноводства. Исключительно «халяльные устои». В проекте жителей называют объединением мусульман — «джамаатом». Поселок Аминовка назван так в честь идейного вдохновителя проекта — дизайнера халяльной одежды Амины Шабановой. По ее словам, «экопоселение» станет сообществом зрелых, осознанных людей.

При этом, как рассказала Шабанова в интервью телеканалу «Москва 24», несколько участков уже приобрели и православные: «Мы за дружбу и за мир. За то, чтобы объединяться и жить среди единомышленников. Здесь планируется база отдыха и мусульманский детский лагерь. Других поселений разных конфессий в мире очень много, но нет ни одного мусульманского».

Аминовка — это около 170 участков площадью от 12 до 50 соток. Источники “Ъ FM”, знакомые с проектом, рассказали, что пока территория пуста. Сейчас там сплошное поле и редкие колья, разграничивающие территорию. Проект поселка, существующего по канонам ислама, вызвал волну критики в соцсетях и некоторых СМИ.

«Нет ни малейших сомнений в том, что если пустить процесс на самотек, то скоро таких поселений будет много»,— заявляет консервативно-православный телеканал «Царьград», предупреждая, что в подобные анклавы проникнут ваххабиты.

Впрочем, такие заявления беспочвенны, настаивает журналист Руслан Курбанов, который вместе с женой присматривал один из участков в поселке. Каких-то жестких правил проживания, по его словам, там нет: «Это просто пожелания, нормы, по которым будут жить покупатели. Они должны приниматься на общем собрании жильцов. Предполагается, что туда будут вывозить детей на отдых, кто-то будет там жить, чтобы оградиться от московских соблазнов.

На этапе маркетингового продвижения автор проекта перестаралась в описании проекта.

Если участки купили представители других вероисповеданий, как можно физически этот запрет наложить?»

Примеры подобных поселений со своими правилами уже есть. Вспомнить хотя бы Слободу Германа Стерлигова, или православную общину «Спасскую». При этом в списках экстремистских и террористических организаций есть несколько джамаатов. Однако Аминовка — исключительно коммерческий проект. Несколько мусульманских семей решили выкупить землю частично для себя и частично для продажи, продолжает Руслан Курбанов.

О создании какой-либо ячейки запрещенного в России «Талибана» речи не идет: «Селиться там собираются даже не мигранты, а татары и кавказцы — граждане России, которые живут в Москве. Среди них есть кандидаты наук, менеджеры. Мы попали под две волны, которые усугубили эффект. Первая — это приход к власти запрещенного в России движения «Талибан» в Афганистане, что вселило новый уровень страхов. Вторая волна — это, конечно, выборы. Властям нужно показать, что они держат руку на пульсе. Кроме того, сыграли роль и драки мигрантов в Москве».

Тем не менее проектом заинтересовался Следственный комитет. Председатель СКР Александр Бастрыкин поручил проверить информацию о строительстве поселка, а точнее предположения, что Аминовка создается под религиозную секту. Впрочем, сама идея такого поселения не нарушает законодательство, отмечает юрист Сергей Патракеев: «В плане объединения людей, эти декларативные принципы ничему не противоречат. Дальше — дома построены, община живет. А если кто-нибудь закурит, что сделает община? Какую меру реагирования она предпримет? Лишат владения? Сделать это по закону нельзя.

Поддерживать свою внутреннюю дисциплину должны будут какими-то другими механизмами».

По информации собеседников “Ъ FM”, сейчас в поселке приобретено около 40% всех участков. Цена стартует от 420 тыс. за 12 соток. Не исключено, что в результате скандала земля еще и подорожает.