Иногда они не возвращаются: есть ли в России нацистское подполье. Что стоит за задержаниями молодых праворадикалов в разных регионах страны.

За последнее время новостные ленты пополнялись сводками о раскрытии в разных городах страны «опаснейших» неонацистских группировок и задержаниях их участников. Только в сентябре силовики отчитались об их разоблачении в Красноярске, Уфе и Владивостоке. Причём в двух последних городах приверженцы расизма и радикального национализма, если верить пресс-релизам ФСБ, готовили теракты. NEWS.ru решил узнать, есть ли в России рост ультраправого насилия и стоит ли ждать возврата «стальных нулевых».

Отписали от движа

Как сообщили накануне в Центре общественных связей ФСБ, силовики задержали 21-летнего лидера регионального нацистского объединения «Правые Приморья», который, по оперативным данным, готовил теракт с использованием самодельного взрывного устройства. Целью преступления было «оказание воздействия на принимаемые решения органов государственной власти в сфере миграционной политики».

Во время обыска у молодого человека изъяли компоненты взрывчатки, инструкции по изготовлению бомбы и холодное оружие. На него завели уголовное дело по ч. 1 ст. 30 и ст. 205 УК РФ (Приготовление к террористическому акту).

Также ФСБ распространила видео, где несколько человек метают бутылки с зажигательной смесью в скалу. Издание PrimaMedia со ссылкой на источник в спецслужбах сообщило, что злоумышленником оказался житель Владивостока, а задержан он «ни вчера и ни позавчера».

Об объединении «Правые Приморья» почти ничего не известно, упоминание о нём в Интернете было на странице одного из пользователей «ВКонтакте». Кроме этого, в той же соцсети раньше существовала одноимённая группа, ныне заблокированная.

За три дня до этого ФСБ сообщила о задержании пятерых нацистов в Уфе, которые, по данным ведомства, также готовили теракт.

Пресечена подготовка террористического акта в Республике Башкортостан на одном из объектов правоохранительных органов. В результате проведённых мероприятий задержаны пять жителей Уфы 2001–2003 годов рождения — участников неонацистской группировки, осуществлявших подготовку террористического акта с использованием самодельных взрывчатых веществ и взрывных устройств, — прокомментировали в ЦОС ФСБ.

Во время обысков в домах задержанных, а также в «оборудованном в заброшенном строении — тайнике» изъято взрывное устройство, взрывчатое вещество и его компоненты, холодное оружие, инструкции по изготовлению бомб, портреты главарей Третьего рейха и украинского националиста Степана Бандеры, а также ультраправая атрибутика.

В отношении задержанных СК возбудил уголовные дела по ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 205 УК (Приготовление к террористическому акту), 205.3 (Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности), 223.1 (Незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств). Всех из отправили в СИЗО.

По данным СК, лидером группировки был 19-летний молодой человек, который «распространял среди сообщников идеи неонацизма, неоднократно организовывал их обучение правилам обращения с оружием, навыкам изготовления самодельных взрывчатых смесей и веществ, изучение специализированной литературы по тактике боевых действий и иных тренировочных мероприятий».

В ходе подготовки к совершению террористического акта подозреваемый, приискав необходимую информацию и компоненты, изготовил самодельное взрывное устройство, — пояснили следователи.

Как пишет «Коммерсант», группировка готовила нападения на приёмную «Единой России» и пост полиции в одном из районов Уфы. Адвокат предполагаемого лидера группировки в интервью изданию заявил, что его доверитель, как и другие подозреваемые общались в одной из групп «ВКонтакте», «хотели собирать информацию о тех, кто продает наркотики, и передавать ее в правоохранительные органы». Также юрист пояснил, что его подзащитный не планировал террористические атаки и не придерживался радикальных неонацистских взглядов.

По словам адвоката, в группе во «ВКонтакте» вместе с задержанными состоял некий 26-летний мужчина, который стал свидетелем. Он добавил, что этот человек написал на фигурантов заявление, а ранее стал писать о том, что нужно организовать некую группировку и «пытался ребятам внушать идеи экстремизма».

Незадолго до задержания «уфимской пятёрки», стало известно о раскрытии группировки неонацистов в Красноярске. Судя по опубликованному в местных Telegram-каналах видео, её участники занимались избиениями бездомных, а также нападениями на представителей антифа-движения и панков.

Как заявили в региональном управлении СК, силовики возбудили в отношении шестерых жителей Красноярска уголовные дела по ч. 1 ст. 282.1 УК РФ (создание экстремистского сообщества) и ч. 2 ст. 282.1 УК РФ (участие в экстремистском сообществе). По ходатайству следствия 24 сентября пятеро из них отправились в СИЗО, а «местонахождение шестого фигуранта устанавливается».

В ведомстве считают, что не позднее февраля 2021 года 19-летний житель Красноярска, «организовал экстремистское сообщество „скинхедов“, в состав которого вошли ещё пятеро мужчин в возрасте от 18 до 22 лет и иные неустановленные лица». В июне и июле, «действуя по мотивам идеологической ненависти, высказывая оскорбления по признаку социальной принадлежности» юные борцы за белую расу избили 16-летнеего и 18-летнего жителей Красноярска, а в августе подозреваемые нанесли телесные повреждения 17-летнему юноше, которого при этом они оскорбляли «по признаку национальной принадлежности» и «используя сигнальный пистолет».

Также в Сети появились записи фигурантов, которые извиняются за содеянное и отрекаются от своих неонацистских взглядов, а на видео во время задержания силовики требовали от одного из них на камеру «отписаться от движа».

Сюжетам с нацистами в Приморье, Башкортостане и Красноярском крае предшествовала цепочка задержаний десятков молодых людей, якобы входивших в группировку «Маньяки культ убийств» (М. К. У.). Изначально она была создана на Украине, но впоследствии её адептов, если верить пресс-релизам ФСБ, силовики накрывали в Белгороде, Саратове и других регионах — Иркутской, Московской, Тамбовской, Тюменской и Ярославской областях, а также в Краснодарском и Забайкальском краях.
«Недалёкие идиоты» против дворников

Происходящее, особенно история из Красноярска, невольно заставляет вспомнить события 10—15-летней давности, когда неонацистское подполье имело разветвлённую сеть, а праворадикальные группировки имели «политическую крышу» среди консервативных политиков и иногда поддерживались силовыми органами. Тогда российские города становились ареной уличных боёв между правой молодёжью и возникшим в 2000-е годы как ответ на эту тенденцию движением антифа, а в стране ежегодно фиксировался тревожный уровень расистского насилия и убийств на почве национальной розни и политических разногласий, совершаемых нацистами. Самыми резонансными в этой череде были расстрел в центре Москвы адвоката левых взглядов Станислава Маркелова и журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой, убийство судьи Эдуарда Чувашова, который выносил приговор группировкам наци-скинхедов, гибель от рук ультраправых учёного-этнографа Николая Гиренко, антифашистов Тимура Качаравы, Александра Рюхина, Алексея Крылова, Ильи Бородаенко, Фёдора Филатова, Ильи Джапаридзе, Ивана Хуторского и Никиты Калина.

Однако, как комментирует ситуацию член президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) и директор признанного властями иноагентом еврейского центра «Сова» Александр Верховский, занимающийся мониторингом проявлений экстремизма в РФ, происходящее не стоит сравнивать со «сценой» нулевых.