Под флагом монархии и нищеты

Вслед за Тунисом и Египтом, беспорядки захлеснули и Ливию. Однако если в первых двух случаях имел место бунт голодающего народа, волнения охватившие социально благополучную Ливию иначе как контрреволюционым безумием назвать нельзя.

В сентябре 1969 года в результате военного переворота группа ливийских революционных офицеров-националистов во главе с Муаммаром Каддафи низвергла реакционный и коррумпированный режим Идриса I, на протяжении десятилетий распродававшего народное достояние на радость Западу и придворной элите. Находясь под влиянием насеровского панарабского социализма, Каддафи выбрал третий путь – между капитализмом и коммунизмом. Прийдя к власти он национализировал принадлежащие иностранцам банки, нефтяные компании и земельную собственность. Были ликвидированы находящиеся на территории страны военные базы США и Великобритании. Ливийская пустыня на долгие годы стала полем для смелых социально-идеологических экспериментов неисправимого энтузиаста Каддафи, а также оплотом сопротивления мировому империализму, оказывая помощь национально-освободительным движениям многих стран. В связи с развалом СССР и под гнетом международных санкций, полковнику все-таки пришлось поумерить свой пыл и сбавить обороты.

Но факт остается фактом: благодаря Каддафи Ливия из нищей и отсталой превратилась в одну из самых развитых стран региона. Высокие доходы от продажи нефти пошли на модернизацию, индустриализацию и создание инфраструктуры, необходимой для нормальной жизни людей. При Каддафи Ливия стала подлинно социальным государством: долю от проданой нефти и газа в виде природной ренты получает каждый житель страны, что в принципе позволяет ливийцам вовсе не работать; каждый обеспечен бесплатным комфортабельным жильем; бензин стоит копейки; нет бедных и богатых, зато есть полностью бесплатная медицина и образование (в России обо всем этом можно только мечтать). Средняя продолжительность жизни составляет 75 лет, грамотность населения оценивается в 95%. Ливия, где 97% населения исповедует суннитский ислам, является светским государством, что, конечно же, приводит в бешенство маловменяемых религиозных фанатиков и прочих братьев-мусульман.

Несмотря на старания полковника по реорганизации родоплеменного общества в единую арабскую нацию на основе принципов солидарности, светскости и непосредственной демократии – джамахирии, племенные кланы до сих пор не утратили свое влияние, а одна треть населения и поныне поддерживает секту сенуситов. Именно эти кланы, жаждущие получить контроль над распределением нефтяных прибылей, и стали движущей силой беспорядков, охвативших восточную часть Ливии 15 февраля и продолжающихся и по сей день. Важную роль в создании хаоса на востоке страны играют исламистские фундаменталисты и западные капиталисты – и те, и другие имеют зуб на полковника, немало в свое время поломавшего им этих зубов. Так, пресловутая «Аль-Каида» уже поспешила провозгласить исламский эмират в районе Дерны, МИД Великобритании распускает слухи о бегстве Каддафи в Венесуэлу, а возмущенная «зверствами» Каддафи мировая общественность, подогреваемая ложью средств массовой дезинформации, требует введения жестких санкций вплоть до военного вторжения.

Нефти и денег хочется всем. Хочется и пускающей слюни на ливийские нефтепроводы племенной элите, недовольной тем, что «тиран» Каддафи распределяет прибыль от продажи нефти среди всего народа и строит для этого народа больницы и дороги, руша такой вопиющей несправедивостью надежды племенных вожаков стать наконец-таки «шейхами». Хочется и пускающему слюни на ливийские нефтерповоды и не забывшему полковнику старые обиды Западу. Но чего хочется простым ливийцам, восставшим против Каддафи? Статуса сырьевой колонии Запада для своей страны? Возвращения полуколониальной монархии, под флагами которой они сейчас и беснуются на улицах ливийских городов? А может сомалийской или суданской «романтики»? На этот вопрос сложно ответить не только нам, но и самим «протестующим», требования которых исчерпываются одним лишь незатейливым лозунгом: «Долой Каддафи!» А дальше-то что?

А дальше мы искренне надеемся, что хоть и постаревший, но бессменный Лидер Революции найдет порох в пороховницах и утопит в крови одурманеных бреднями реакции и исламистов наглых безумцев, представляющих угрозу не столько самому Каддафи, сколько суверенитету и будущему народа Ливии. Другого выхода нет: эти безумцы четко продемонстрировали, что иного отношения к себе попросту не понимают.

volniza.org