В феврале с.г. в Кабардино-Балкарии громко заявила о себе организация антиваххабитов «Черные ястребы», члены которой грозили расправой как боевикам, так и членам их семей. Абсолютно ничем, кроме громких заявлений, таинственные «ястребы» себя не проявили. Однако шума было много. В том числе и из-за официальных комментариев, которые наглядно проиллюстрировали развальное положение дел в сфере борьбы с террором в регионе.

Прессе известен только один случай, когда лица, назвавшие себя «Черными ястребами», забросали дом родителей участника бандподполья Астемира Мамишева бутылками с зажигательной смесью. Сам виновник, спровоцировавший «народную месть» в отношении своих близких, находится в международном розыске. Данный случай, несмотря на то что мать семейства Марина Мамишева обратилась к президенту КБР Арсену Канокову с просьбой защитить ее ни в чем не повинных детей, имеет отношение к названным «ястребам» только в связи с оставленной на воротах дома записке с угрозами уничтожить семью в случае, «если ваххабит убьет хотя бы еще одного человека».

Если растерянную мать понять можно, то со следственными органами сложнее. Руководитель Следственного управления Следственного комитета РФ по КБР Валерий Устов заявил, что если «ястребы» реально существуют, то к ним могут быть причастны лица, чьи родственники пострадали от рук террористов. Но тут же оговорился, что его ведомство не располагает фактами об их деятельности. Последнее говорит о том, что «Черные ястребы» как самостоятельная группировка – фикция. Но есть силы, которые используют этот бренд в своих целях. А вот кто они, это и следовало бы пояснить Валерию Устову.

Впервые об этой северокавказской ультранационалистической группировке стало известно 6 мая 2008 года, когда пятеро кавказцев совершили вооруженное нападение на двух русских молодых людей в московском метро. До этого «ястребы» не один год (!) отмечались в «активных мероприятиях» по противодействию скинхедам, организовывали и участвовали в массовых драках, преимущественно в двух вузах – Плешке и РУДН. Часть «традиций» с юга ими была перенесена и на Московскую землю, когда кавказским девушкам запрещали встречаться с русскими ребятами, пить пиво, курить, носить узкие брюки и ходить без платка.

Собственно, ничего нового в Нальчике в феврале не случилось. Юноши в масках, запечатленные на фоне адыгского флага и засветившиеся в Интернете, на деле копируют дагестанский опыт пропагандистских мероприятий самих боевиков. Не стоит, наверное, долго рассуждать, чего стоит создать подпольную вооруженную группировку из числа якобы мстителей в условиях пресыщенности региона силовиками, спецслужбами, агентурой. Очевидно, что мотивация «ястребов» не идет ни в какое сравнение с самопожертвованием религиозных фанатиков, против которых они, согласно запискам, действуют.

Неудивительно, что «народные мстители» не провели ни одной результативной акции. Лица, которых они указывают в своих заявлениях, давно находятся в федеральном розыске и, вероятнее всего, будут рано или поздно уничтожены в спецоперациях. Ни одному родственнику ваххабита они не отомстили, хотя возможностей таковых – масса, и такая расправа была бы действительно громким заявлением о себе. Да и сами заявления группировки слишком несерьезны, чтобы о них говорить на высоком уровне. Зафиксированы только два случая, когда из черного хетчбэка демонстративно разбрасывали в людных местах Нальчика короткие записки с угрозами и самопиаром. Возможно, это была одна и та же машина.

Не следует забывать, что в случае осуществления мести (что скорее всего невозможно, так как группировки не существует) «ястребы» могут спровоцировать ответную реакцию родственников ваххабитов. Да и сами радикалы, имеющие куда более серьезный опыт противодействия и мести сотрудникам правоохранительных органов, выбрали бы объектами номер один для своих действий тех же «Черных ястребов» вместе с их родственниками. Об этом говорят цифры. Только за прошлый год в маленькой Кабардино-Балкарии погибли свыше 80 милиционеров, более сотни ранены. Для сравнения: почти в трехмиллионном Дагестане за этот период убиты 132 сотрудника МВД. Всего же на Северном Кавказе погибли более 1300 человек с обеих сторон, в числе которых и мирные граждане.

«Народные мстители», грозящие карательными акциями, — не новое явление на Северном Кавказе. Они периодически появляются в республиках – и по странному стечению обстоятельств за два-три месяца до очередных выборов. Так было в конце 2007 года в Дагестане, когда на улицах Махачкалы появились расстрельные списки журналистов. В марте следующего года, правда, двое журналистов – председатель ГТРК «Дагестан» Гаджи Абашилов и собкор ОРТ в Дагестане Ильяс Шурпаев погибли, но их смерть в первом случае была связана с внутриклановой борьбой, а во втором – причины были бытовыми. Следом за этим некие «Белые стрелки» распространили список неугодных артистов и певцов. Все указанные в этих документах, за исключением двух названных журналистов, здравствуют и ныне.

Тем не менее обращает на себя внимание тот факт, что данные экстравагантные действия боевиков проявляются только в Дагестане и КБР. Специалисты объясняют ситуацию отсутствием у руля в этих республиках силовиков. Окружение «гражданского» Рамзана Кадырова в Чечне напичкано силовиками, а в Северной Осетии традиционно первое слово за местным ФСБ.

Закономерный вопрос: зачем нужны «мстители»? Думается, что это еще одна, нестандартная, оригинальная возможность заявить о себе, причем без особых усилий и риска. Достаточно продумать легенду, облачиться во все загадочно-черное и разбросать записочки из черного хетчбэка. В Дагестане после расстрельных списков журналистов и артистов в разы выросли интерес и активность так называемых международных структур к российским НПО. Известная ведущая программы на РГВК «Дагестан» Зарема Гасанова получила политическое убежище в Великобритании. А не менее на тот момент оппозиционный редактор еженедельника «Черновик» Надира Исаева удостоилась внимания Комитета по защите прав журналистов (CPJ), наградившего в октябре прошлого года смелую журналистку Международной премией свободы прессы 2010 года.

А что получили от всего этого боевики? Дополнительную известность и выход на российскую и международную прессу. Пусть даже под антиваххабитскими лозунгами, которые, если присмотреться, аморальны по своей сути, так как направлены против ни в чем не повинных родителей или родственников экстремиста. Тех самых родственников, которые часто сами страдают от своего заблудшего в лесах или горах неразумного сына, нередко организующего акции «возмездия» против своих родителей – «взяточников» или муртадов – «пособников» существующей власти.

Обозреватель: Милрад Азизович Фатуллаев
Источник: Независимая газета