Как ни старался Вячеслав Дацик остаться в норвежской тюрьме, его все-таки вернули в Россию. На днях под конвоем сбежавшего бойца без правил привезли обратно в Петербург и поместили в давно знакомые ему «Кресты». Правда, с большим трудом. Для выполнения этого задания понадобились совместные усилия норвежского, финского и русского спецназа.

Мучительное возвращение

Процесс экстрадиции спортсмена и националиста Вячеслава Дацика из Норвегии оказался почти таким же нелепым, как и его побег в прошлом году из Дружносельской психиатрической больницы, где чемпион по боям без правил оказался на принудительном лечении. Самолет Cessna-650 с Дациком на борту, специально зафрахтованный у датской авиакомпании для этого случая, дважды разворачивали в воздухе. Создалось ощущение, что норвежцы горят желанием избавиться от проблемного русского, а российские власти не хотят брать его обратно. В первый раз самолет, на котором летел Дацик, уже готов был приземлиться в Пулково (в режиме строгой секретности в аэропорт уже прибыли спецназовцы и сотрудники Интерпола), но ему не дали разрешения на посадку — как оказалось, норвежцы неправильно оформили какой-то важный документ. Самолет улетел обратно, пока авиакомпания пыталась решить бюрократическую проволочку. Через час Cessna-650 попробовала снова пересечь границу РФ, но и тут ее «завернули», потому что бумаги так и не были получены и подписаны российской стороной. Тогда норвежцы нашли компромиссный вариант — сели в аэропорту Хельсинки, где оставили своего подопечного финской полиции. Вечером 18 марта Дацик все-таки ступил на родную землю — его привезли к погранично-таможенному пункту «Торфяновка» на микроавтобусе. Здесь его поджидали сотрудники криминальной милиции питерского ГУВД, Интерпола и следственных органов в сопровождении бойцов спецподразделения «Гранит». Вячеслав Дацик предстал перед ними в голубом боксерском шлеме — как он объяснил сам, шлем ему надели еще норвежские конвоиры, «чтобы не бодался».

— Я парочку норвежских полицейских пободал, командиру спецназа челюсть снес, — скромно признался Дацик перед камерами. — Ночью 15 человек в камеру залетели, парочка и получила… А потом по два человека на каждую руку насели, закрутили.

О возвращении на родину Дацик высказался, что оно «хреновое».
— Оружия нет, изъяли, — объяснил главную проблему спортсмен. И пообещал, что попытки бегства из тюрьмы будет повторять.

Как нам рассказали источники в «Крестах», сейчас Дацика держат в комендатуре, но скоро переведут на верхние этажи в одиночную камеру. Пока Тарзан ведет себя мирно, даже готов сотрудничать со следствием. Но те, кто уже имели с ним дело, убеждены, что такое поведение — ненадолго, скоро Дацик опять впадет в буйство. Правда, переводить его в специализированное отделение «Крестов», где Дацик до этого находился около года и держал в страхе весь медицинский персонал, свободно переходя из камеры в камеру и избивая заключенных, начальство «Крестов» не собирается. Тюремщики объяснили, что, если Тарзан будет буянить, его поместят в карцер.

Встретили по одежке

О том, что Дацика все-таки вышлют из Норвегии, слухи ходили уже давно, но для его сторонников это стало полнейшей неожиданностью. За два дня до экстрадиции лидер запрещенного в России национал-социалистического движения «Славянский союз» Дмитрий Демушкин уверял, что его соратнику Славе не грозит экстрадиция.

— Дело передано в совет при короле Норвегии Харольде V, — объяснял Демушкин. — Решение этого совета никто не может обжаловать. Да и речь идет не об экстрадиции, а о высылке, если совет примет решение не в пользу Вячеслава, то его необязательно отправят в Россию — он сможет уехать в Германию к своей невесте.

Но, как выяснилось, речь шла именно об экстрадиции в Россию. И «сгубило» мечту Тарзана о новой жизни в Норвегии именно вмешательство короля.

— Король Харольд V — человек не молодой, — объяснил подноготную королевского решения норвежский правозащитник Евгений Дьяконов, который поначалу помогал Дацику. — Он помнит вторую Мировую войну, фашисты охотились за норвежской королевской семьей, сам он провел это время в эвакуации в Англии. Король ненавидит нацистов, а Дацик пришел сдаваться в норвежскую полицию в футболке со свастикой (не говоря уж о пистолете), а на суде пытался поднимать руку в нацистском приветствии. И как бы потом послушно он себя ни вел в норвежской тюрьме, ему бы уже ничего не помогло. У нас в прямом смысле встречают по одежке. Я предлагал Вячеславу написать письмо, в котором бы он извинялся за свою «дурацкую шутку» с футболкой и пистолетом, объяснил бы, что это была попытка привлечь внимание властей. Возможно, это бы смягчило миграционные власти и совет при короле. Но Дацик и этого не сделал.

По словам Евгения Дьяконова, Дацик — абсолютный антигерой в глазах норвежского общественного мнения.

— Я разговаривал с разными людьми — и пожилыми, и молодыми — все норвежцы в один голос твердят, что таких, как он, надо выкидывать из страны, — рассказал Евгений Дьяконов. — Тем более одна из правых партий (которой, кстати, сам Дацик и симпатизировал) недавно предложила закон, по которому дела всех иммигрантов с криминальными «замашками» необходимо «закрывать», а их самих — немедленно выдворять из страны. Закон был принят, и Дацика выгнали.

Надежда Максимова
Источник: МК в Питере