Вдруг возникший интерес политических партий к русскому вопросу, на мой взгляд, является политически конъюнктурным. После событий 11 декабря 2010 года на Манежной площади и последовавших за ними массовых выступлений националистически настроенной молодежи во многих городах, политические силы обнаружили, что, несмотря на все многолетние попытки высмеять и задавить русские национальные чувства, превратив их в безопасную клоунаду и удел маргинальных политических структур, наша молодежь в огромной массе разделяет и исповедует эти национальные чувства и убеждения. Обнаружилось, что националистические силы, хотя и неорганизованные какими-то политическими структурами и партиями (практически все структуры, позиционирующие себя в качестве русских националистов, в этот момент как раз оказались не при делах), представляют собой огромную и мощную силу, имеющую вполне ясные убеждения и проявляющую колоссальную общественную активность.

Разумеется, существующие политические партии стараются что-то с этим сделать, и, прежде всего, — не допустить появления какой-то организованной политической силы, которая заявила бы о себе как о выразителе массовых националистических настроений и как о представительнице множества людей, которые готовы в знак протеста против национального унижения выходить на улицы. Если такая партия, например, появится, то очевидно, что даже в условиях нашей в высокой степени манипулируемой демократии и контролируемого избирательного процесса она будет иметь весомую политическую поддержку, и на выборах с ней придется считаться и делиться.

Причем для некоторых партий — для «Справедливой России», ЛДПР и даже КПРФ, — это будет катастрофой в плане потери электората. Вполне естественно, что представители этих партий теперь делают всевозможные заявления, показывающие избирателям и общественности, что они готовы перестраиваться, меняться, реагировать на этот политический вызов и обсуждать русскую тему. С другой стороны, это сигнал политическим верхам о том, что не надо создавать никаких новых партий под эту тему, и что существующие партии вполне себе с этой функцией справятся.

С моей точки зрения это негативный процесс, потому что и партия власти, и оппозиция показали себя в обращении к национальной теме банкротами, и, соответственно, то, что они пытаются затоптать это политическое поле, ни к чему хорошему не приведет. Благодаря такой тактике, недоверие между партийной политической системой и обществом будет только углубляться и вести ко все новым и новым политическим взрывам.

Как только начинаются разговоры на русскую тему, мы наблюдаем всякие недобросовестные манипуляции и попытки поставить под сомнение сам факт существования русского народа как определенной этнической и культурной общности. По сложившейся традиции непременно делаются попытки выяснения того, является ли русским Пушкин или нет. Скажу честно и по-простому – за разговоры про «нерусского Пушкина» надо уже бить по физиономии. Александр Сергеевич и по матери, и по отцу принадлежал к древнейшим боярским русским родам и имел настолько аристократическое происхождение, которое имел мало кто из его современников. Его самосознание было самосознанием не просто русского человека — это было сознание русского аристократа. Некоторая экзотика, связанная с происхождением по одной из линий от арапа Петра Великого, составляла не более чем некую анекдотическую изюминку в его самосознании, а никак не стержень этого самосознания. Стержнем его самосознания было самоощущение родовитого русского боярина.

Тот факт, что наши политические силы начинают обсуждение русского вопроса с попытки размыть портретность русского народа, с попытки поставить под сомнение само существование русских как этнокультурной общности, как раз и говорит о неискреннем и конъюнктурном поведении этих политических сил.

Вне зависимости от того, где проходят этнические границы русского народа, у всех народов традиции всегда подвижны. Время от времени они включают, а иногда исключают из своего состава те или иные общества. В России существует огромное этническое ядро. Русский народ являлся и является до сих пор самой крупной единой нацией в мире. Все те народы, которые идут в списке народов мира на более высоких местах, чем русские, — это не единые народы. Это народы, которые часто не говорят на едином языке, не имеют общей культуры или, как американцы, общего происхождения. Они составлены из различных, очень непохожих друг на друга частей, это «мозаичные» народы. И только русский народ в России и ближнем зарубежье (где его еще не успели заморить за годы перестройки, демократизации и реформации) — это по-прежнему единая нация на всем своем пространстве от Калининграда до Владивостока. Поэтому мы должны четко признать и заявить, что русский народ – это единая общность и в культурном, и в психологическом, и антропологическим отношении.

Русский народ – единая и вполне определенная общность, обладающая собственным самосознанием, национальной гордостью и полным правом жить в собственном национальном государстве. Тот факт, что Российская Федерация как не являлась при ее учреждении в 1991 году, так и не является до сих пор национальным государством русского народа, конечно же, весьма печален и страшен, он очень серьезно ставит под сомнение легитимность существующей власти и политической системы в глазах русского народа.

Егор Холмогоров, главный редактор интернет-журнала «Русский обозреватель»

Источник: «Русская народная линия»