Шведская правозащитная организация Civil Rights Defenders совместно с коллегами из других стран намерена провести мониторинг случаев нарушения прав секс-меньшинств в трех государствах Центральной Азии – Киргизии, Таджикистане и Узбекистане.

Проект рассчитан на семь месяцев. За это время активисты участвующих в нем организаций намерены встретиться с представителями секс-меньшинств, поговорить о проблемах, с которыми сталкиваются геи, лесбиянки, бисексуалы и транссексуалы в этих странах, и попытаться изменить отношение к ним в обществе.

Наблюдатели предупреждают, что попытка международных правозащитников провести собственный анализ ситуации в Центральной Азии может столкнуться с серьезными трудностями. В этом регионе не только не принято обсуждать эти темы, но пока многие там просто не готовы к толерантному отношению к людям, которым приходится скрывать свой статус даже от родных и близких.

Эксперты считают, что провести такой мониторинг будет сложнее всего в Узбекистане, поскольку в уголовном кодексе этой страны до сих пор существует статья за гомосексуализм, предусматривающая тюремное заключение сроком от пяти до семи лет.

Таким образом, представители секс-меньшинств, которые решатся на открытый диалог с правозащитниками, могут столкнуться с непростой ситуацией — от осуждения общества до уголовного преследования.

«Он пришел с работы и повесился»

В соседнем Таджикистане принятую еще в советские годы статью за гомосексуализм отменили в 1998 году, однако, по словам директора неправительственной организации «Равные возможности» Киромиддина Гулова, положение геев, лесбиянок и транссексуалов и отношение к ним большинства населения с тех пор не сильно изменились.

«В Таджикистане, несмотря на отмену статьи УК, сохраняются очень большие проблемы. Фиксируются явные случаи дискриминации: избиения, изнасилования, грабеж. При этом практически никогда геи и лесбиянки не обращаются в милицию, боясь огласки и шантажа, — даже со стороны сотрудников правоохранительных органов, которые пугают этих людей раскрытием их статуса», — говорит Гулов.

«Недавно один 20-летний стюард покончил жизнь самоубийством. Молодого человека шантажировали и требовали большой суммы денег за сохранение его ориентации в тайне. Он пришел с работы и повесился», — рассказал Киромиддин Гулов bbcrussian.com.

Вот история 20-летнего таджикского гея Равшана Узакова. Он был изнасилован группой мужчин. Однако обращаться в милицию молодой человек не стал, боясь огласки и насмешек.

«Они меня избили, изнасиловали и стали запугивать, чтобы я не жаловался. А кому я пожалуюсь? В милицию, чтобы еще больше осложнить свою жизнь? Мне и так приходится скрывать от родных, однокурсников свою ориентацию. Я боюсь всех и всего», – жалуется Равшан.
«Я знаю геев, которые женятся»

Тему однополых связей в Таджикистане не принято обсуждать публично. В местной прессе редко появляются статьи, посвященные проблемам представителей секс-меньшинств. Если такие заметки и публикуются, то, как правило, они носят обвинительный характер.

Напоминания о случаях однополой любви могут вызвать бурное обсуждение в обществе и стать очередной причиной преследования геев и лесбиянок со стороны радикально настроенных граждан. Поэтому гомосексуалисты старательно скрывают свой статус, даже от самых близких людей.

Известны случаи, когда раскрытие сексуальной ориентации становилось причиной огромной трагедии в семьях с традиционным укладом жизни

«Я стал осознавать, что не такой как все, когда учился в школе. Одноклассники насмехались надо мной. Родители говорили, что в меня вселился злой дух», — рассказывает таджикский гей Алишер.

«Я долгое время посещал мечеть и пытался бороться со своими ощущениями и пристрастиями. А потом принял себя таким, какой я есть. Сейчас я достаточно успешный дизайнер. Но это не мешает очень многим людям бросать в мой адрес оскорбительные слова», — добавляет Алишер.

«У нас небольшая страна, маленький город, и о любых новостях может узнать моментально огромное количество людей. Любая информация разносится мгновенно, особенно такая. Я знаю геев, которые женятся. У них рождаются дети. Жены не знают, что мужья гомосексуалисты. Они вынуждены вести двойную жизнь и мучаются от постоянной лжи. Они боятся потерять работу», — объясняет ситуацию в Таджикистане Шухрат Саидов, юрист неправительственной организации «Равные возможности».

«Были и такие случаи, когда увольняли после того, как узнавали правду о сексуальной ориентации человека, — вспоминает Саидов. — В нашем обществе сложилось мнение, что геи и лесбиянки – это плохо. Неважно, кто они и почему такие. Это плохо и все. Общество пока не готово принять этих людей такими, какие они есть».
Убили за то, что гей

В МВД Таджикистана Би-би-си сообщили, что к ним обращений со стороны представителей секс-меньшинств не поступало, и преступлений, совершенных на этой почве, сотрудники таджикской милиции не припомнили.

«Если к нам поступят подобные обращения, мы рассмотрим их, как обычно делаем со всей поступающей в органы документацией, но пока не было никаких жалоб. Возможно, потому, что проблема эта — выдуманная и несущественная», — на условиях анонимности рассказал один из сотрудников правоохранительных органов Таджикистана.

Однако в таджикской неправительственной организации «Равные возможности», фиксирующей подобные факты дискриминации, рассказывают о десятках случаев жестокого обращения в отношении людей с нетрадиционной ориентацией.

Одним из самых громких стало дело об убийстве 23-летнего студента Таджикского национального университета, который был найден мертвым в одном из районов Душанбе. Молодому человеку было нанесено семь ножевых ранений. В милиции дело квалифицировали как «грабеж», и оно было закрыто

«Мы были в шоке от того, что нам сказали в неофициальной беседе милиционеры, — делится директор организации «За равные возможности» Киромиддин Гулов. — Они заявили, что не нужно было быть геем. Представитель нашего сообщества был убит студентами, придерживающимися радикальных взглядов. Ничего украдено у него не было. Вещи, сумка, деньги, мобильный телефон были при нем. Его убили за то, что он был гей. Убийцы не понесли наказания. Дело было закрыто».