«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», — это высказывание поэта особенно справедливо, если слова принадлежат средствам массовой информации, а речь идёт о беженцах и мигрантах, чьё, в буквальном смысле, физическое выживание нередко зависит от общественного мнения. Данной теме и был посвящён семинар «Роль СМИ в создании благоприятных условий для беженцев и мигрантов», проходивший в Общественной палате 6 апреля.

На семинаре присутствовали представители региональных СМИ, а также сотрудники Санкт-Петербургского Красного Креста. Сначала собравшиеся затронули проблемы, связанные с тем, что зачастую население крайне недоброжелательно относится к беженцам. Также был поднят вопрос о том, что необходимо образовывать и работников милиции, объяснять им, что «человек с тёмной кожей — не обязательно плохой». Прозвучали истории о вопиющих нарушениях, когда милиционеры рвали документы беженцев и спускали их в унитаз.

Средства массовой информации тоже не всегда ведут себя корректно по отношению к мигрантам. Ведь, например, с юридической точки зрения, у совершившего преступление нет национальности, а в СМИ нередко подчёркивается именно национальная и религиозная принадлежность того или иного преступника.

Представители Красного Креста посетовали, что проблемы возникают и по вине самих беженцев, которые порой просто обманывают работников тех или иных служб. Присутствующим была поведана мелодраматическая история в духе Педро Альмодовара про одну темнокожую красавицу из Конго, которая познакомилась там с нашим соотечественником и приехала с ним в Санкт-Петербург. Вскоре они сильно поссорились, и в результате она оказалась на улице, будучи на третьем месяце беременности. Говорила она только на одном из камерунских диалектов и собиралась ехать в Китай через Францию. Она умоляла работников Красного Креста отправить её во Францию, откуда она смогла бы, наконец, добраться до Китая (как ни удивительно, но в её паспорте стояла китайская виза). Большую часть своего «приключения» конголезская невеста выдумывала по ходу рассказа. После этой истории собравшиеся затронули вопросы торговли людьми и сексуального рабства, в которое попадают россияне, оказываясь как в странах Европы, так и Ближнего Востока.

Член Общественной палаты Александр Брод сделал экскурс в историю русского фашизма, охватывающую период с начала перестройки, когда появился лозунг «Россия для русских», вплоть до настоящего момента. Он констатировал, что, к сожалению, недобросовестные политики часто в целях предвыборной рекламы прибегают к помощи ультранационалистических движений. Ведь очень выгодно играть на провокации национальной розни, это увеличивает продажи, количество посещений на сайтах и т.д. Да и вообще, «власти плохо ориентируются в проблемах экстремизма», — заключил он.

Было обращено внимание на то, что подобная национальная нетерпимость порождает обратную реакцию, в результате возникают группировки, члены которой оскверняют религиозные учреждения или выставляют на своих сайтах ролики со сценами насилия. Собравшиеся пришли к убеждению, что необходимо договариваться с местными диаспорами. Редактор белгородской «Социальной газеты» рассказал случай положительного опыта подобного рода: на местном овощном складе, принадлежавшем выходцам из Азербайджана, сложилась опасная криминальная обстановка, началась чуть ли не война. Но после переговоров с представителями азербайджанской диаспоры ситуация стабилизировалась, «теперь перестрелки случаются значительно реже», — пошутила редактор.

Вторая часть семинара была посвящена ролевой игре на тему ответственности журналистов при освещении тем миграции. Проводил это мероприятие Михаил Мельников, аналитик Центра экстремальной журналистики. Участникам сразу было объявлено, что «игра у нас невесёлая», и ведущий обрисовал её правила. Надо было инсценировать судебное заседание. Якобы прокуратура одного из регионов оценила текст некоторой статьи (текст был роздан участникам игры), как «содержащий экстремистские взгляды», после чего решила собрать общественную комиссию, чтобы та вынесла своё заключение. Участники игры распределили между собой роли адвоката, омбудсмена, прокурора и журналиста, и начали обсуждение. Силы были слишком неравны, все сразу накинулись на «прокурора», при этом порой переходя на личности. «Почему вы поднимаете глаза вверх, когда я с вами говорю?», — чуть ли не кричала одна из участниц игры на юриста Красного Креста, изображавшего прокурора. К чести последнего, он очень стойко отбивался. В результате было решено сгладить в статье острые места, взяв некоторые слова в кавычки, но текст экстремистским не признавать.

В конце семинара выступавшие подвели итоги, высказав целый ряд предложений о том, «как нам остановить радикальный экстремизм пещерного толка». Прежде всего, необходимо создать национальную программу по борьбе с ксенофобией и экстремизмом. Также, по мнению участников семинара, следует просвещать население, демонстрируя по федеральным телеканалам фильмы классиков кинематографа на подобные темы, вроде «Заводного апельсина» Стэнли Кубрика. Говорили собравшиеся и о необходимости создания единой электронной базы труда, чтобы понять, сколько и в какой регион требуется специалистов. Одной из основных проблем было названо полное отсутствие центров временного размещения беженцев, которым в буквальном смысле приходится ночевать на улице. Ну и самое важное, по мнению присутствующих, это не отсутствие денег или возможностей, а разрозненность действий. «Нам надо объединяться и координировать свои усилия», единодушно заключили общественники.

Источник: Трибуна ОП