Как показывают проведенные в Финляндии социологические опросы, выступающая против иммиграции партия «Настоящие финны»резко набирает популярность и может преподнести неожиданность на предстоящих 17 апреля всеобщих выборах.

Эта партия обращается к маргинализованной части финского общества. Обещания щедрых социальных гарантий, характерных для скандинавских стран, «Настоящие финны» приправляют национализмом и ксенофобией.

Последний раз Финляндия переживала сходную ситуацию в 1970 году, когда предшественница «Настоящих финнов», Сельская партия, вдруг возникла из небытия и получила сразу 18 из 200 мест в парламенте.

Через некоторое время в Сельской партии произошел раскол, но на выборах 1983 года она снова неожиданно заявила о себе.

Финская политика долгие годы переживала период стабильности, во многом благодаря тому, что коалиционные правительства вбирали в себя и неизбежно ослабляли радикальные партии как из левой, так из правой части политического спектра.

Такова оказалась участь коммунистов, а позднее и Сельской партии. Писатель Лейф Салмен написал тогда, что писателей «задушили в объятиях». «Настоящие финны» возникли из остатков Сельской партии в 1990-е годы, когда та не смогла сдержать предвыборные обещания.

В Финляндии два государственных языка – финский и шведский, однако в идеологии «Настоящих финнов» нет места ничему шведскому, они его отвергают и считают чем-то чуждым финской культуре. Опросы дают основание думать, что большинство граждан Финляндии придерживаются этого мнения и хотели бы, чтобы шведский перестал преподаваться в школах наряду с финским.

Есть также широко распространенное мнение о том, что иммиграция наносит урон стране и финской культуре.

Партии пытаются следовать за настроениями электората, даже если эти настроения тяготеют к авторитаризму; в этом уязвимость любой демократии.

К примеру, правая Датская народная партия не является ведущим игроком на датской политической сцене, однако присущая ей ксенофобия успела распространиться на все остальные крупные партии.

Ультраправые «Шведские демократы», с другой стороны, остаются в парламенте в изоляции.

В Финляндии наоборот: практические все партии усвоили в той или иной мере националистические установки «Настоящих финнов». Это совершенно определенно относится как к Христианским демократам, так и к Центристской партии, которую возглавляет премьер-министр Мари Кивиниеми.
Традиционные правые

Манифест «Настоящих финнов»указывает на их схожесть с другими европейскими правыми партиями.

Они утверждают, что проблему низкой рождаемости нельзя решить с помощью притока иммигрантов, так как это лишь создаст новые проблемы, потому что иностранцы не смогут вписаться в финскую культуру. Вместо этого молодые женщины должны меньше учиться и больше времени проводить, рожая и воспитывая чистокровных финнов. Есть в этом что-то, отдаленно напоминающее нацистскую идеологию.

Если «Настоящие финны»покажут на выборах хороший результат, то их конкуренты могут предложить им более традиционную стратегию интеграции, однако на этот раз, из-за смены экономического климата, подобная стратегия может принести обратный эффект.

Финляндия сильно пострадала, когда наступил крах советской экономики, поскольку СССР был крупнейшим импортером финских товаров.

Однако в 1995 году Финляндия вошла в состав ЕС, Nokia выросла в глобального производителя мобильных телефонов, и в 2002 году страна единодушно присоединилась к еврозоне.

Однако теперь для многих финнов членство в Евросоюзе уже не выглядит столь привлекательно, особенно, когда приходится вытягивать из долговой ямы Грецию, Ирландию или Португалию.

Многие иностранные компании потеснили Nokia, и даже традиционное «зеленое золото»страны – древесина – потеряло свой былой блеск. Один за другим закрываются целлюлозно-бумажные комбинаты, и люди остаются без работы.

Если «Настоящие финны» все же войдут в будущее коалиционное правительство, то с уверенностью можно сказать, что Финляндия повернется в сторону более явно выраженного национализма и протекционизма.

Источник: БИ БИ СИ