Накануне Евро-2012 украинские болельщики рискуют попасть в общеевропейские чёрные списки футбольных хулиганов

Тридцатидвухлетний Евгений – ультрас столичного «Динамо», один из активных участников неформального фан-движения в Киеве. Недавно он летал над футбольным полем – с другом на параплане. В руках у них был горящий файер и баннер Legalize piro, призывающий узаконить пиротехнику на футбольных матчах.

– Представь, матч идёт, трибуны заполнены, а мы летим, – вспоминает Женя. – Это было круто. До сих пор шутим, что на стадионах зенитки ставить начнут, чтобы сбивать таких, как мы.

Возмущение фанатов возникло не на пустом месте. За год до Евро-2012 правоохранительные органы вместе с Интерполом и УЕФА решили заняться перевоспитанием украинских болельщиков. Как утверждает МВД, уже несколько месяцев фанов-нарушителей вносят в европейскую базу данных. Коснётся это только ультрас, то есть болельщиков, которые устраивают на стадионах запрещённые огненные и баннерные шоу, а также хулсов – футбольных хулиганов.

Тех, кто в списке, могут не выпустить за границу, а самых опасных на пушечный выстрел не подпустят к покупке билетов на матчи чемпионата. Правда, как это будет происходить на деле, пока не может объяснить никто. Фанаты негодуют и считают это произволом. Они убеждены: единственной проблемой Евро-2012 станут злые милиционеры.

Последний аргумент

Ультрас Евгений грамотно говорит, взвешивает слова, даже пиво не предлагает – фанаты нынче выбирают кальян. Срывается на крик лишь однажды, когда узнаёт, что я буду общаться с фанатами «Арсенала». Такая же реакция на моё желание встретиться с хулсом из Херсона.

– С кем? Да их не существует!

Евгений загибает пальцы, вспоминая о гонениях на украинских фанатов. Чёрные списки – это раз. Штрафы – это два. Отказы в получении виз для поездок на матчи команды за рубеж – это три. По его словам, приближение Евро-2012 только усугубляет дело. Впору организовывать движение «Украинские фанаты против чемпионата на родине».

– В фанатских кругах сейчас популярна фраза – Fuck off Евро-2012. Странно, да? Мыши против сыра, рок против наркотиков, а фаны против футбола.

За последние четыре года он пропустил всего несколько выездных матчей «Динамо». От официальных фан-клубов команд Женя и его друзья держатся подальше. «Состоять в этом подобии комсомольской ячейки? Ни за что на свете. Стыдно это».

Мы встречаемся в баре «Паб 25» в центре Киева – недавно здесь разгорелся скандал, когда в туалете вместо половика оказался плакат с изображением капитана донецкого «Шахтёра» Дарио Срны. В руках у Жени газета-районка откуда-то из Восточной Украины, в ней объявление: просьба ко всем болельщикам явиться и записаться в фанаты. Подпись – районная милиция. В Киеве милиция тоже не дремлет. – За последние годы всех переписали, сфотографировали, взяли отпечатки пальцев, – почему-то приглушив голос, рассказывает Женя.

– Если мы зажигаем файер, мы же его и тушим в ведре с песком, – говорит он. – Куда беспардоннее ведёт себя милиция –нам удалось снять видео, на котором милиционер поднимает с дорожки случайно брошенный файер и забрасывает его, горящий, обратно в толпу болельщиков. Я носил это видео даже в МВД, чтобы доказать им: фанаты бывают безопаснее людей в форме.

На вопрос, готовятся ли фаны «зажигать» на трибунах во время Евро, Женя объясняет, что «боление» бывает для внутреннего пользования и в «экспортном» исполнении.

– Мы палим на всех выездных матчах, по всей Европе. Но жечь на украинском Евро – нет, кто ж рискнёт в нынешней ситуации. Да и попасть на матчи не всем будет по карману. А вот на внутренних матчах не вижу преград: файер – единственный способ для болельщика выразить свою радость или огорчение. Файер – наш последний аргумент.

«Последний аргумент» – так будет называться и фильм, который снимает Женя с друзьями к Евро. Он как раз о войне футбольных чиновников с украинскими болельщиками.

Стенка на стенку

В отличие от фанатов-ультрас, для которых важна красочная поддержка своей команды, у хулсов (от англ. – hooligans) в «болении» иные приоритеты. Это бойцы невидимого футбольного фронта, на котором есть место грубой силе и хитрой тактике.

Херсонец Виктор возглавляет одну из футбольных «фирм» (на сленге – банд. – Фокус) «Потёмкин band» и болеет за местный клуб – говорит, всю жизнь под график «Кристалла» подстроил.

– Команда сражается за победу на футбольном поле, мы же на трибунах и за пределами стадиона. На стадионе мы – болельщики, за его пределами – хулсы, – объясняет Виктор. – Для «кузьмичей» (мирных болельщиков. – Фокус) есть центральные трибуны, для фанов – фанатские секторы, а для нас – приоритет – «3-й тайм». Созвонился до или после футбола, встретился подальше от людских глаз, капу в рот – и пошёл драться. Это как спорт. Выиграл – хорошо, проиграл – иди дальше тренируйся, до следующего раза.

Для футбольных обывателей хулсы опасности не представляют, убеждает Виктор: «Разве что какое-то пьяное быдло будет откровенно наш клуб оскорблять».

Хулсы говорят, если на Евро и будут инциденты, то точно не поздоровится англичанам. За что? Из бравых английских фанатов те превратились в скучных мужланов, хорошо одетых, но далёких от грозных «бритишей» конца 80-х. Не чужда Виктору и национальная гордость за братьев-славян.

– Восточная Европа решает все вопросы: россияне, поляки, сербы – вот где теперь столицы мирового хулиганского движения, – гордо добавляет херсонец. – Украине до этой тройки ещё далеко, но есть к чему стремиться.

На вопрос, не боится ли, что стражи порядка во время матчей Евро будут контролировать каждый шаг хулсов, без раздумий отвечает: нет.

– Поставить милицию на каждом метре — сил не хватит. Махач (на сленге – драка. – Фокус) может возникнуть спонтанно, в любом месте. Могут на «карандаш взять» и заставлять отмечаться в участке по месту жительства. Но скажу как юрист, под это нет правовой базы.

Группировка Виктора распалась на несколько мелких банд пару лет назад, но её костяк продолжает существовать. Даже несмотря на то, что их родной и любимый «Кристалл» по финансовым причинам уже пять лет не играет нигде дальше чемпионата области.

– Конечно, мы оторваны от футбольной жизни. Не с кем устраивать баннерные войны, мы не делаем файер-шоу на секторах. Но если дело коснётся чести родной команды, то мы готовы сражаться.

То, что повод подраться и без футбола всегда найдётся, подтверждает болельщик столичного «Арсенала» Антон. По его словам, это чуть ли не единственный клуб в стране, у болельщиков которого левые политические взгляды. Другие их не разделяют. На идеологическом и физическом уровне.
Болельщики киевского «Арсенала» вынуждены прятать лица, поскольку враждуют с другими фанами, – по их словам, виной всему их антифашистские взгляды

– В Сербии уже есть хулиганы, которые дерутся после водного поло, случались фанатские драки после теннисных матчей, – говорит Антон.

А пару лет назад в Киев приезжали российские хулсы – подраться с украинцами после художественной гимнастики.