Закон об ограничении продажи и употребления алкоголя, подписанный президентом накануне, остановит «спаивание народа» и сделает Россию «трезвой страной», считают представители традиционных религий страны.
Президент России Дмитрий Медведев в среду подписал федеральный закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя, в том числе пива, которое приравнено к алкоголю и не будет продаваться в ларьках и палатках.
«В России не всегда пили. Пили — в основном начиная со второй половины советского времени. И жутко пили, и до сих пор пьют в постсоветское. Я надеюсь, что Россия станет трезвой страной, какой она и была большую часть своей истории», — заявил председатель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин в четверг на круглом столе в РИА Новости.
Новый закон, по его мнению, «реально может ограничить торговлю алкоголем, а по сути — спаивание народа».
«Вчера был великий день… Ни в одной уважающей себя и свой народ стране нет такого, как у нас сейчас, когда всю ночь на каждом углу в ларьках продается либо пиво, либо «алкопопы» (слабоалкогольные напитки) так называемые, продается алкоголь по ночам в магазинах сейчас. Но теперь приняты очень сильные решения, проявлена государственная воля. Государство после многих призывов, в том числе, со стороны и религиозных общин, со стороны науки, медицины, педагогов, общественных деятелей, — государство приняло это непопулярное, но очень важно решение», — сказал Чаплин.
«Мне особенно нравится решение о запрете употребления алкоголя в общественных местах — в парках, скверах, подъездах и так далее… Ни один человек с нормальным нравственным чувством не может воспринимать без сожаления и тревоги ситуацию, когда на улицах полуодетые молодые люди с глазами кроликов сосут одна за другой банки пива и «алкопопов»… Но сегодня появляется возможность это антиэстетичное и безнравственное зрелище с улиц наших город убрать, пусть не сразу, но все-таки убрать», — отметил представитель РПЦ.
По его словам, благодаря ограничению торговли алкоголем и инициативам конца XIX — начала XX века, которые пропагандировали трезвость, «Россия в начале XX века была бурно развивающейся страной, которая была способна стать одной из победительниц в крупнейшей войне и которая стремительно умножала собственное население».
«В Северной Европе спивались целые населенные пункты, боюсь сказать, целые народы. После введения жестких ограничительных мер в Финляндии, Норвегии, Швеции резко улучшилось и физическое, и нравственное здоровье населения. В Германии в маленьких городах, даже в ресторанах, в большей части этих городов после 11 часов вечера вы не выпьете даже пива, розничная продажа алкоголя заканчивается в 8-9 часов вечера», — отметил Чаплин.
По его мнению, «ограничительные меры действуют, и действуют позитивно».
Отвечая на вопрос об уважении к человеческой свободе выбора, представитель Церкви заявил, что в лучшем случае только 5% населения любой страны живет в соответствии с идеальными представлениями о свободе, когда человек обладает идеальными качествами, все решения принимает сам, свой религиозный и нравственный выбор делает самостоятельно. В подавляющем же большинстве люди, как считает Чаплин, «делают свой выбор не сами, а под влиянием массовой культуры, под влиянием того, как ведут себя окружающие, под влиянием телевизора, интернета».
«Если в школе все курят травку, он тоже будет курить травку», — отметил священнослужитель.
Он надеется, что сам закон и предупреждения сотрудников полиции многих удержат от распития спиртного на улице.
«Я не думаю, что у нас много таких изобретательных людей, которые будут переливать пиво в бутылку из-под масла и обдумывать, как юридически спорить с полицейским относительно того, что именно ты пьешь», — сказал Чаплин.
«Выпить несколько бокалов вина на праздничной трапезе — это нормальная вещь. Сказано в Священном Писании: и вино веселит сердце человека», — отметил глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества.
«Мы ведь говорим о другой абсолютно вещи… о том, что люди покупают водку в два часа ночи, уже будучи сильно пьяными, и из-за этого потом происходит огромное количество убийств, самоубийств, пьяных драк, изнасилований, измен. Ввести традицию винопития в ее естественные рамки — в рамки разделения одними людьми с другими людьми радости в приличном формате в приличное время и ограничить крайние проявления пьянства, пьяного насилия, пьяного безумия», — сказал Чаплин.
Его высказывания и сам закон поддержали другие участники круглого стола, представляющие еще три традиционные религии России — ислам, иудаизм и буддизм.
«Конечно, мы поддерживаем этот закон. То, что сейчас происходит, особенно в регионах, в деревнях — это безобразие. В деревне вечером в палатках алкоголь есть, а хлеба нет», — сказал первый зампредседателя Центрального духовного управления мусульман России муфтий Альбир Крганов.
Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввин Зиновий Коган пошутил, что «выпить можно только в церкви и в синагоге, остальное — запретить».
«У евреев не положено стоя пить и стоя есть, обязательно сидеть. И обязательно ты должен сказать благословение до выпивки и еды и после. Даже неприлично православному или иудею стоя есть или стоя пить — он должен уважать себя и окружающих. А уж дальше, под наблюдением трезвого батюшки или трезвого раввина, много он не выпьет. И потом, к выпивке должна быть всегда бесплатная закуска», — заявил Коган.
Согласие с выступавшими выразил и постоянный представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве Санжей-лама.