Арестовали одного человека, а по телевизору показали другого — так для телезрителей происходил арест Андрея Малюгина по кличке Боец. Видимо, для устрашения и большей значимости ареста публике показали густо разукрашенные нацистскими символами спину, ноги и руки совершенно другого персонажа — в этом уверена доктор исторических наук, эксперт по вопросам экстремизма и неонацизма Ирина Левинская.

— Ирина Алексеевна, почему вы уверены, что по телевизору показали не того человека?
— Татуировка может быть свидетельством принадлежности к определенной группе, но это и индивидуальный признак. Татуировки Малюгина я исследовала, описывала и анализировала. У него по сравнению с остальными участниками процесса над группой Воеводина было совсем мало тату. А нам в телесюжете показали человека, почти сплошь покрытого наколками. Теоретически можно себе представить, что Малюгин провел три месяца после освобождения по вердикту присяжных в тату-салонах, потратив на это много времени…

— И еще денег и здоровья, потому что это и дорогое удовольствие, и болезненное!
— Вот именно: со свежей наколкой на всю спину будешь лежать в постели или, во всяком случае, сидеть дома долгое время. К тому же фотографии человека с точно такими же татуировками на тех же самых местах, как показали в телесюжете, найти в интернете очень легко — это известный петербургский персонаж Алексей Максимов по кличке Муха, участник группы «Мертвая голова», один из организаторов неонацистского движения в Питере. Он отсидел за убийство, но выйдя из тюрьмы, активно продолжил свою деятельность: вместе с Дмитрием Бобровым по кличке Шульц основал организацию «Национал-социалистическая инициатива», потом создал «Фонд помощи правым узникам». Он часто ездит на Украину, во Львов. Он был одним из активных участников беспорядков, которые устроили неонацисты во Львове в этом году на День Победы — бритоголовые срывали георгиевские ленточки, не давали возлагать венки, нападали на ветеранов.

— У нас в СМИ это подавалось как акт вандализма со стороны западных украинцев, которые терпеть не могут русских!..
— Украинские националисты там тоже участвовали, но туда приехал целый десант из Питера, в том числе и этот Муха. Бритоголовые вообще легко находят общий язык с националистами всех мастей. Они кричат «Бей кавказцев!», а сами поддерживают тесные контакты с чеченскими националистами.

— В первый год процесса над бандой Воеводина Муха однажды явился на судебное заседание в шортах и футболке: во всю ногу у него сверкала наколка со свастикой, на ремне — огромная бляха со свастикой размером в кулак. Я хотела сфотографировать его, а он попытался выбить у меня из рук фотоаппарат. В таком виде его в Городской суд спокойно пропустили милиция и судебные приставы. После письма в адрес управления судебных приставов Муха стал приходить в одежде с ног до головы.
— Ему бы неплохо еще носить свитер или водолазку с высоким воротом: у него на шее прямо под скулами видны зиг-руны — это знак СС, тоже запрещенный к публичной демонстрации. В общем, если сравнивать многочисленные фотографии Мухи с телесюжетом, они почти полностью совпадают.

— По наколкам можно обнаружить принадлежность человека к неонацистскому движению?
— Конечно, это определенная молодежная субкультура со своей одеждой, музыкой, символикой. В песне правой группы «Коловрат» есть слова: «Читай меня по наколкам, как книгу». Конечно, не всегда можно определить принадлежность к неонацистскому движению только по одной наколке. Например, паутина на локте — один из распространенных неонацистских рисунков — исторически происходит из английских тюрем, и нередко люди накалывают ее, не имея в виду никакого неонацизма. То же самое можно сказать и о готическом шрифте, очень популярном в ультраправой среде. Скинхеды, как правило, люди малообразованные, они не знают, что готический шрифт был запрещен Гитлером в 1941 году: с 1942 года делопроизводство было переведено на принятый сейчас шрифт «антиква», потому что к 1941 году в германских войсках было уже очень много солдат и офицеров, немцев по происхождению, из других стран, где готически шрифтом не пользовались. Тогда Гитлер объявил готику «еврейским» шрифтом, который якобы придумали евреи специально, чтобы заморочить бедным немцам голову!

— Но ведь свастика встречается в буддизме, в традиционных орнаментах, в том числе и у русских!
— Конечно, никто не предлагает уничтожать буддийские храмы только потому, что там есть изображение свастики, или запрещать традиционный северный орнамент. Но свастика после гитлеровского режима стала символом нацизма, и должно смениться много поколений, чтобы ее перестали воспринимать так болезненно. Или надпись «Каждому — свое», эти слова были написаны на воротах Бухенвальда. Для современной Германии эта фраза — символ массовых убийств. Когда несколько лет назад финская компания решила использовать этот слоган в целях рекламы своих телефонов в Германии, там поднялся такой скандал, что финны не знали, как им извиниться.


— Правоохранительные органы при арестах обращают внимание на татуировки?

— Да, в последнее время особенно: сейчас прошла целая серия процессов, на которых носители татуировок с нацистской символикой были приговорены к штрафам, и некоторых даже заставляли сводить сомнительные изображения. Насколько я знаю, в тату-салоны обращается довольно много молодых людей, которые просят забить нацистскую символику.

Беседовала Наталья ШКУРЕНОК

Источник: Новая Газета