Приморские узбеки не понимают русских, а русские узбеков, считает руководитель общественной организации узбеков и уроженцев Узбекистана «Адолат» («Справедливость») Баходир Нураков. Лидер национальной организации рассказал корр. РИА PrimaMedia об образе жизни и чувствах земляков, приехавших работать в Приморье.

— В Приморье уже не первый год действуют общественные советы национальных диаспор, оказывающие помощь своим соотечественникам. Представители Узбекистана в этом плане несколько запоздали и все же появление вашей общественной организации было продиктовано объективными причинами?

— Безусловно, назрело время для того, чтобы прийти на помощь нашим землякам, проживающим в Приморье и приезжающим сюда на временные работы. Как показала практика, многие из них по приезду в ваш край, испытывают многочисленные проблемы, большинство из которых связано с элементарной неграмотностью.

Рабочие из Узбекистана не знают русского языка, не имеют представления о том, какие органы должны оформлять им временную регистрацию.

Доверяя своим посредникам-землякам, а затем приморским недобросовестным работодателям, они лишаются и заработка, и документов. В итоге, кроме депортации назад, на родину, им здесь больше не светит никаких перспектив.

Поэтому недавно зарегистрированная в Приморье общественная организация узбеков «Справедливость» в ближайшее время планирует открыть свой Центр обучения, в котором будут работать педагоги, психологи и юристы. Программа обучения будет проходить в форме обязательного ликбеза для всех, кто не знает русского языка, не знаком с российским менталитетом, не знает как элементарно вести себя на чужой земле, дабы избежать всевозможных конфликтных ситуаций. Здесь же, в центре, мы будем оказывать помощь в оформлении временной регистрации, следить за исполнением обязательств, данных местными работодателями при приеме наших соотечественников на работу.

— Баходир, среди представителей других республик Средней Азии, приезжающих в поисках работы в Приморский край, ваши земляки заметно преобладают в своем количестве. С чем, по- вашему, это связано и какую работу они больше предпочитают: стройки объектов саммита АТЭС, либо сезонные временные работы?

— По численности населения Узбекистан превосходит другие среднеазиатские республики. Поэтому не удивительно, что узбеков у вас работает заметно больше. Другая причина заключается в том, что у себя, на родине, мои соотечественники, простые рабочие и крестьяне, не имеют возможности нормально зарабатывать. Если в Приморье они могут заработать 20 тысяч рублей в месяц и больше, то

в Узбекистане их зарплата за ту же работу не превышает 5 тысяч рублей. Денежный интерес — это для них тот главный стимул, который заставляет оторваться от родной земли.

Многие считают, что узбеки ринулись в Приморье из-за появившейся возможности заработать на стройках саммита АТЭС, но это далеко не так. Большинство из них стараются получить временную посезонную работу и идут в дворники, в укладчики асфальта и в разнорабочие. Практика показывает, что только примерно 30-40 % узбеков остаются трудиться в Приморье круглый год, остальные же возвращаются к себе на родину по окончанию сезонных работ.

За те деньги, которые им удается заработать у вас, в крае, в Узбекистане они смогут нормально прожить не один год, особенно если это жители сельской местности.

— Сегодня у многих приморцев складывается такое ощущение, что поработав в Приморье и подзаработав, многие ваши земляки попытаются осесть на нашей земле, получив вид на ПМЖ…

— С уверенностью могу сказать, что это всего лишь заблуждение ваших земляков. Узбеки — очень патриотичный народ. И кроме работы им не нужна чужая земля. Тем более, что с распадом СССР, мы с вами давно утратили те традиции, которые позволяли бы нам жить как одна братская семья. Реальная действительность свидетельствует о том, что сегодня уже ни узбеки не понимают русских, ни русские узбеков. Так что ни о каком массовом переселении моих соотечественников в Приморье не может быть речи.
И хотя статистика последних лет говорит о некотором увеличении количества узбеков, получивших российское гражданство, это не дает повода для тревоги, поскольку большинство таких случаев связано с заключением гражданского брака с россиянками. Любовь к женщине — это одна вещь, а любовь к родине и своему народу — совсем иная.

— Баходир, раз уж мы затронули аспект любви, поясните тонкости и нюансы тех союзов, которые заключаются между гражданами России и Узбекистана…

— По закону Шариата, каждый мужчина-узбек имеет право иметь четырех жен. Причем эти браки заключаются исключительно на небесах, а не в ЗАГСах со штампами в паспортах. Это касается и союза с русской женщиной, и с мусульманкой.

Иметь четыре жены — это не догма. Кстати, замечу, что в современном Узбекистане мужчины заводят вторую семью лишь в том случае, если его первая избранница не может родить ребенка или серьезно больна.
Ни один мужчина, исповедующий ислам, не обязан стремиться побить рекорд и завести максимальное количество жен. Это обусловлено как моральными человеческими отношениями, так и современными экономическими отношениями.

Далеко не каждый мусульманин в состоянии содержать такое количество жен и рожденных от них детей. А по закону Шариата — это его святая обязанность, которую он должен беспрекословно исполнять во что бы то ни стало. Поэтому я не удивляюсь тому факту, что, несмотря на свой менталитет, на вероисповедание и исторические традиции, русские женщины, в том числе и жительницы Приморского края, сегодня охотно создают семейные союзы с мужчинами из республик Средней Азии. Как бы впоследствии не распорядилась судьба, они знают о том, что по закону Шариата не будут брошены на произвол судьбы ни они сами, ни их дети. Кстати, если женщина не чтит этого закона, она никогда не сможет жить с мужчиной из мусульманского мира. Проявлять ревность и агрессию по отношению к другим его женам она не имеет права, да и просто этого ей никто не позволит.

— Баходир, будем считать, что тем немногочисленным вашим соотечественникам, которые обзавелись в Приморье семейным гнездышком, просто повезло, а как решает проблему обеспечения крыши над головой остальная, большая часть ваших земляков, приехавших к нам на заработки?

— В большинстве своем узбекские рабочие, приехавшие на заработки в Приморье, снимают квартиры вскладчину.
Мы — народ не привередливый, можем ужиться под одной крышей вдесятером и более даже в однокомнатной квартире.
Естественно, те, кто приезжает вместе с семьей, селятся на отдельной жилплощади. Мне очень жаль, что многие ваши соотечественники считают, якобы приезжающие в Приморье жены узбеков нигде не работают и занимаются попрошайничеством на улицах. Наши узбекские женщины очень трудолюбивы и не брезгуют черной работой, устраиваясь дворниками, уборщицами и посудомойками.

Что касается тех моих сограждан, которые приезжают в дальние края, чтобы не работать, а попрошайничать на улицах и вести маргинальный образ жизни по подвалам, то, как говорится, в семье не без уродов. Бездельников и пьяниц хватает не только в России или Узбекистане.

Поэтому одна из задач нашей общественной организации узбеков — отслеживать таких лиц и депортировать их назад, в Узбекистан. Кстати, именно данная категория граждан сеет смуту, вступает в разного рода конфликты и потасовки с местным населением. Общественная организация «Адолат» в ближайшее время ставит перед собой задачу очистить ряды узбекских рабочих, приехавших на заработки в Приморье от нелегалов и тунеядцев, а нормальных тружеников мы планируем обеспечить на зиму арендуемыми общежитиями. В ближайших планах нашей организации также намечено проведение различных культурных национальных мероприятий, которые помогут более сблизить узбекский и российский народ, помочь найти точки соприкосновения для того, чтобы жить и трудиться в согласии друг с другом.