День города в Краснодаре в этом году оказался безнадежно испорчен террористической угрозой. Праздничные мероприятия были перенесены с субботы на воскресенье. В субботний вечер полицейские перекрыли въезд в кубанскую столицу, досматривая едва ли не все машины, двигающиеся в город.

На следующий день напряженность спала. «По информации спецслужб, в Ингушетии недавно одна террористка призналась, что на День города в Краснодаре планируется крупный теракт», – прояснил ситуацию в своем микроблоге губернатор Александр Ткачев.

В понедельник начальник регионального управления ФСБ Михаил Власенко на заседании краевой антитеррористической комиссии рапортовал, что задержаны шесть человек, причастных к бандформированиям, причем трое из них находились в федеральном розыске.

Отсутствие достоверной информации вызвало самые разные слухи. «Прилетел в Краснодар – концерт на площади отменили, говорят: поймали шахидок-смертниц на площади, и у прокуратуры — смертника», – поделился краснодарской молвой в своем микроблоге певец Олег Газманов.

Остановка и досмотр автомашин на въезде в краевой центр привела к многокилометровым и многочасовым пробкам. Такое пристальное внимание правоохранительных органов вызвало раздражение у автомобилистов. На интернет-форумах некоторые горожане высказывали предположение, что никаких террористов на Кубани нет, а если и есть, то правоохранители ищут их явно не теми методами, создавая громадные неудобства тысячам людей. Некоторые блогеры перечисляли способы, с помощью которых потенциальные террористы могли бы попасть в Краснодар, минуя посты ДПС.

Кроме информации о готовящихся терактах, на днях в СМИ попало еще одно любопытное сообщение — об угоне вертолета. Винтокрылая машина Ми-2 была похищена с аэродрома в Рязанской области и обнаружена брошенной на границе Краснодарского и Ставропольского краев, у Новоалександровска. На ум сразу приходят террористы, которые могли бы воспользоваться таким летающим аппаратом для своих целей. Но компетентные органы поспешили успокоить сограждан: хотя технических повреждений у вертолета не было, скорее всего, его похитили для продажи по частям. Кроме того, в воздушном пространстве этот летательный объект замечен не был, а значит, его могли перевезти из-под Рязани на Кавказ в грузовике.

Впрочем, последняя информация не только не успокоит стороннего наблюдателя, а, напротив, вызовет вопросы: каким образом можно было незаметно от чужих глаз перевезти вертолет в грузовике через десятки постов ДПС? И если вертолет можно украсть для разборки на запчасти, то почему бы не сделать этого для других целей, в том числе террористических?

Северокавказский криминолог Сергей Слепцов не видит в подобных случаях ничего экстраординарного. «Учитывая коррупционную картину в правоохранительных органах, можно ожидать беспрепятственного перемещения террористов. Можно вспомнить Буденновск – как проезжала банда Басаева, можно вспомнить Беслан», – отметил криминолог. По мнению Слепцова, в ряде регионов Северного Кавказа сделали выводы из событий прошлых лет и приняли необходимые меры, но есть и исключения. По оценке криминолога, такие исключения – это Дагестан и Краснодарский край.

Поэтому появление террористов на Кубани вполне ожидаемо. «Доступными в этом плане становятся регионы, в которых наименее дееспособные правоохранители. И Краснодарский край здесь, как говорится, впереди планеты всей. Террористы спокойно перемещаются по региону как «граждане России». К тому же, уровень взяточничества правоохранителей на Кубани просто зашкаливает. Кубань – и коррумпирована в меру, позволяя приезжать кому угодно, и достаточно беспечна при этом», – подчеркнул Сергей Слепцов.

Однако краснодарские силовики, сообщив о задержаниях подозреваемых в подготовке терактов, не уточнили – являются задержанные приезжими, либо местными жителями. Надо заметить, что в последнее время исламистские террористы все чаще претендуют на то, чтобы перестать считаться «северокавказскими».

Главарь экстремистов Доку Умаров ранее заявлял, что целью террористической войны является не отделение Кавказа от РФ, а объединение с мусульманами в других регионах — Астраханской области, на Урале и в Сибири. Так что исламистские террористы уже давно перестали быть сепаратистами. По сути, они ведут войну не за отделение регионов, а за захват власти в России.

Недавно в Краснодаре был осужден некий Ренат Исмаилов. Как выяснило следствие, житель Кубани переводил деньги в Махачкалу – на финансирование бандформирований. Так, деньги, заработанные в Краснодаре, шли на подпитку религиозного экстремизма на Северо-Восточном Кавказе.

«Живая сила» террористов тоже иногда подпитывается выходцами отнюдь не из кавказских республик. Благодаря СМИ стали широко известны имена «русских ваххабитов» – жителей Ставрополья Виталия Раздобудько и его жены Марии Хорошевой, а также бывшего учащегося казачьего лицея Виктора Двораковского, которые вдруг приняли ислам радикального толка и пополнили ряды экстремистов. По Интернету разошлась видеозапись, на которой Раздобудько незадолго до самоподрыва у милицейского поста читает религиозные книги и рассказывает о том, как он попадет в рай, где его ждут «прекрасные фрукты и жилища».

Менее известно имя главаря астраханских террористов, организовавших взрывы в Волгограде в апреле нынешнего года. Андрей Антонов за свою короткую жизнь успел получить удостоверение ветерана чеченской войны и отсидеть в тюрьме. Именно там он проникся радикальным исламом, а, выйдя на волю, взял себе кличку Умар. Антонов- Умар был убит при задержании и теперь уже не сможет рассказать о своих мотивах. Зато один из его подельников поведал, почему в качестве объектов для подрыва в Волгограде они выбрали академию МВД. Оказывается – из-за большого числа в ней выходцев с Кавказа. Таким образом поволжские исламисты собирались продемонстрировать свою солидарность с кавказскими «коллегами», вынеся «взрывное предупреждение» курсантам.

Исламский фундаментализм превращается в идеологию террористической войны на всей территории России, и «всплытие» террористов-смертников становится возможным в любом регионе. Коррумпированность правоохранительных органов и способность силовиков работать исключительно в авральном порядке, как это было на днях в Краснодаре, – наиболее питательная среда для развития событий по такому сценарию.

Дмитрий Ремизов

Источник: Росбалт