В России началось расформирования военно-воздушных сил: это связано с появлением войск Воздушно-космической обороны, о создании которых президент Медведев объявлял еще в конце 2010 года. К 1 декабря завершится организационно становление ВКО: уже расформированный главкомат ВВС может получить статус управления в войсках ВКО. Как пишет «Московский комсомолец», фактически, медведевская реформа возвращает подразделения противовоздушной обороны к единой системе управления, которая существовала до 1993 года и с тех пор не раз хаотично перестраивалась.
Вопрос создания ВКО сейчас находится в завершающей стадии. Об этом сообщил главнокомандующий Космическими войсками РФ Олег Остапенко. По его словам, к 1 декабря этого года, согласно распоряжению Верховного главнокомандующего, ВКО будут созданы. «На сегодняшний день идет отработка управленческих действий, все организационные решения уже приняты». Сейчас офицеры главкомата ВВС ездят в Космические войска, где решают оргвопросы – кто, чем и в какой должности будет заниматься. Часть должностей будет упразднено, многие офицеры и генералы ВВС лишатся постов. Возможно, наконец, будет оправлен в отставку главнокомандующий ВВС генерал-полковник Александ Зелин. Слухи о его возможном увольнении периодически возникают в прессе с 2009 года.
Расформированный главкомат ВВС, скорее всего, получит статус управления в войсках ВКО. Впрочем, он начал терять свое влияние и раньше, когда базы ВВС были переданы в подчинение военным округам.
Штаб ВКО, по словам Остапенко, на сегодня планируется оставить в Москве на Профсоюзной улице. Однако если будет необходимость, то, как заявил главком Космических войск, этот вопрос будет решаться. Были планы по размещению штаба новых в других регионах России, в том числе на космодроме Плесецк в Архангельской области.
Президент Медведев объявил о старте «звездных войн» еще в декабре 2010 года. Тогда главнокомандующий поручил до 1 декабря 2011 года объединить системы противовоздушной обороны (ПВО), противоракетной обороны (ПРО) и предупреждения о ракетном нападении под единым управлением стратегического командования. По сути, как отмечают эксперты «МК», медведевская реформа с незначительными дополнениями возвращает воздушно-космическую оборону России к системе единого подчинения, существовавшей до начала бесконечного цикла реформ последних 20 лет.
Впервые о создании ВКО говорится в Указе президента РФ от 1993 года «Об организации противовоздушной обороны в Российской Федерации». Тогда еще в состав войск ПВО входила армия РКО (ракетно-космической обороны). Она состояла из 4 дивизий: системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), противоракетной (ПРО) и противокосмической обороны (ПКО), а также контроля космического пространства (ККП).
То есть все силы были под единым командованием главкома ПВО страны и управлялись с общего командного пункта. Однако с 1997 года министр обороны – ракетчик Игорь Сергеев – положил начало «раздергиванию» командной структуры, единственным результатом которой стало периодическое повышение статуса отдельных видов войск и повышение «звездности» их командующих.
До сих пор о воздушно-космической обороне вспоминалось лишь после громких военных событий: натовских бомбардировок Югославии или войны в Ираке, где успех победителя определяла воздушно-космическая операция. В нашем военном ведомстве понимали: надо как-то соответствовать моменту, и в 2006 году президент Путин даже утвердил Концепцию ВКО. На всевозможных семинарах военачальники дружно утверждали: все силы и средства, отвечающие за воздушную и космическую среду, должны быть под единым командованием. Писались доклады, диссертации, но кончалось все пустыми хлопотами. Камнем преткновения стала фраза – «под единым командованием». И ключевым в ней было слово «под». «Под» никто из военачальников идти не хотел. Все хотели быть «над».
Проблему помогли сдвинуть с мертвой точки политические события. В частности – проект НАТО по формированию ЕвроПРО, к которой присоединяется все больше стран ЕС. Комментируя перспективы формирования нового рода войск, глава сенатского комитета по обороне и безопасности Виктор Озеров на брифинге с военными атташе иностранных государств в марте сообщил, что создание ВКО – это еще и задача по налаживанию ее взаимодействия с европейской ПРО.
Американцы вопрос о воздушно0космической обороне и проблемы подчинения различных ведомств решили уже давно. Проводя реформу структур, отвечающих за космос и воздушное пространство, главным агентом Минобороны США по всем операциям в этой среде они сделали US Air Force (ВВС США). Теперь, похоже, споры прекратил президент Медведев – всем идти под новое стратегическое командование, как у американцев.
Источник: РИА Новый Регион»