Активисты «Другой России» вербовали участников митинга на Манежной площади в Москве 11 декабря 2010 года, обещая им 1,5 тысячи рублей и выдавая мегафоны для выкрикивания националистических лозунгов, следует из показаний свидетеля по делу о беспорядках Ильи Кубракова.
Дело о беспорядках на Манежной площади слушается в Тверском суде столицы. Свидетель Кубраков сам находится под следствием за убийство гражданина Киргизии, совершенного после беспорядков на Манежной площади.
Ранее, на стадии следствия, Кубраков дал показания о том, что 11 декабря 2010 года пришел на Кронштадтский бульвар в Москве для участия в акции памяти по убитому болельщику «Спартака» Егору Свиридову. Кубраков рассказал следователю, что один из подсудимых Игорь Березюк обещал ему деньги за участие в акции на Манежной площади и выдал мегафон для выкрикивания лозунгов. Согласно протоколу допроса, 15-летний Кубраков выкрикивал во время беспорядков националистические лозунги, а после завершения акции выбросил мегафон, однако не получил обещанных денег, так как Березюк был задержан милицией.
В ходе допроса в суде в среду Кубраков отказался от данных ранее показаний, заявив, что они были получены под давлением сотрудников милиции. «На меня в отделении начали кричать, толкать, оказывали психологическое давление», — сказал свидетель.
Согласно новым показаниям, Кубраков направлялся 11 декабря на Манежную площадь для встречи с «девушкой Машей», а мегафон носил с собой регулярно, так как являлся футбольным болельщиком и часто его использовал.
Кубраков признал в суде, что выкрикивал националистические лозунги на Манежной площади, объяснив это тем, что «не отдавал отчета своим действиям». Он также заявил, что толпа была вынуждена организовать беспорядки под действием правоохранительных органов, которые изначально отнеслись к ней как к «зверью».
Более 5 тысяч футбольных болельщиков и националистов устроили 11 декабря беспорядки на Манежной площади, куда они переместились после шествия на Кронштадтском бульваре в память о болельщике ФК «Спартак» Егоре Свиридове, застреленном в драке 6 декабря. В результате, по данным властей Москвы, пострадали 32 человека.
Суд удостоверился, что Кубраков на стадии следствия дал показания в присутствии адвоката и матери — своего законного представителя. Ни он, ни его защитник не внесли замечания в протокол допроса и не указали на оказанное психологическое давление. Согласно закону, в данной ситуации суд после удаления в совещательную комнату для вынесения приговора должен будет оценить оба варианта показаний свидетеля и выбрать один из них в качестве более достоверного.
На заседании в четверг также дал показания друг одного из подсудимых, принимавший участие в акции на Манежной площади, инвалид без ноги Михаил Добкевич. Он сообщил суду, что пытался выйти с площади, однако бойцы ОМОНа препятствовали ему. «Омоновцы нас гоняли по площади и не позволяли выйти, тогда я бросил костыли в знак протеста», — сказал Добкевич, добавив, что друзья помогли ему подняться и вывели из оцепления.
В свою очередь бывший заместитель начальника милиции общественной безопасности ЦАО столицы Георгий Глотов, давший показания суду, назвал «невероятной» ситуацию, при которой ОМОН не выпускал за оцепление одноногого инвалида. «Я не могу утверждать за всю площадь, но я подобного не видел и считаю это невозможным», — сказал Глотов.
Правоохранительные органы возбудили около десяти уголовных дел в отношении участников беспорядков. Отдельное дело возбуждено по факту применения насилия в отношении милиции, сообщает РАПСИ.