Напряженность в отношениях между Россией и Таджикистаном, вызванная приговором таджикского суда российскому летчику Владимиру Садовничему, напрямую сказалась на трудовых мигрантах из этой страны. По данным главы движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромата Шарипова, с начала обострения отношений между двумя государствами, из России было депортировано более 300 таджиков. Еще столько же граждан Таджикистана ждут отправки на родину. Поимкой таджикских нелегальных мигрантов занимаются не только ответственные за это официальные российские структуры. Им также помогают активисты организации «Светлая Русь», которые постоянно проводят рейды по подвалам столицы с целью выявления скоплений нелегалов. В одном из таких рейдов побывал корреспондент «Голоса Америки».

В 10 часов вечера группа людей в камуфляжной форме постучалась в один из подвалов на Юге Москвы. Так «Светлая Русь» начинает свои мероприятия. Этот дом был выбран не случайно. Жильцы связались с координатором движения Игорем Мангушевым и сообщили ему, что в подвале проживают приезжие из Средней Азии, по всей видимости — таджики. Не случайно было выбрано и время – к 10 часам вечера трудовые мигранты заканчивают свой рабочий день и возвращаются в места проживания.

На стук в дверь сначала никто не отвечает, но после нескольких попыток подвал все-таки открывается и туда заходят активисты «Светлой Руси». Первым делом молодые люди узнали о количестве проживающих в помещении, после чего позвонили в полицию и сообщили об обнаружении приезжих из Средней Азии.

Гастарбайтер, открывший дверь, оказался выходцем из Узбекистана. Он даже не поинтересовался личностями вошедших, не говоря о том, чтобы спросить у них документы, и лишь приветливо улыбался. Кроме него в подвале оказалось еще три трудовых мигранта – все были приезжими из Узбекистана и работали дворниками на территории этого дома. Их документы оказались в полном порядке и легальность нахождения на территории РФ не подлежала сомнению.

Подвал представлял собой довольно обширное помещение, состоящее из нескольких комнат, в одной из которых располагалась столовая с расстеленным на полу большим ковром. Посреди нее стоял казан с пловом и еще не убранные тарелки. Во второй на лежанках отдыхали узбеки, с недоумением смотревшие на активистов «Светлой Руси». Третья комната представляла собой ванную, в которой весело выстиранное белье.

Пока «Светлая Русь» проводила обыск, надеясь отыскать нелегалов, на место в течение 10 минут приехали сотрудники полиции. Один из полицейских записал паспортные данные всех присутствующих, после чего предложил участникам импровизированного рейда вместе с гастарбайтерами проехать в полицейский участок для написания объяснительной на каком основании в подвале производилась фотосъемка.

В отделении один из сотрудников полиции разъяснил представителю «Светлой Руси» Игорю Мангушеву, что у обнаруженных мигрантов «все документы в порядке» и единственное, к чему можно придраться – это место их проживания. К тому же полицейский поинтересовался у него, что изменится в случае выселения трудовых мигрантов, и кто будет заниматься уборкой дворов за такие деньги. В конце разговора сотрудник полиции по неизвестной причине дал представителям «Светлой Руси» адреса домов, где, по его сведениям, проживают нелегалы – правда в другом районе.
После написания двух объяснительных (одну из них пришлось составить корреспонденту «Голоса Америки»), активисты организации направились к подвалу, о котором сообщили жильцы соседнего дома.

По словам Игоря Мангушева подобные рейды проводятся с мая 2011 года с целью наведения порядка.

«Многие из нас делают каких-то фашистов – пояснил он корреспонденту “Голоса Америки” — но повторюсь, мы выступаем просто за порядок. Ситуация, когда кто-то живет в подвале – абсурдна, поэтому мы занимаемся этим».

В следующем подвале оказались выходцы из Таджикистана. Они, как и узбекские гастарбайтеры, без лишних слов впустили людей в камуфляжной форме, беспрекословно отвечая на все их вопросы. Помещение, в котором проживала гражданка Таджикистана (работающая дворником) со своими двумя несовершеннолетними детьм, было пропитано сыростью, характерной для московских подвалов. Несмотря на подобные условия, она находится здесь уже более четырех лет и ежемесячно платит за него работодателю 1000 рублей.

Каждый вопрос она сопровождала отчаянными объяснениями в том, что ее семья не имеет никакого отношения к задержанным летчикам, но ей объясняли, что рейд также никак не связан с данными событиями.

Стоит отметить, что для трудовой мигрантки из Таджикистана нечеловеческими являются не только условия проживания, но и условия работы. По ее словам за разрешение на работу она заплатила работодателю 15 тысяч рублей (при официальной стоимости 2 тыс. рублей), при этом ее ежемесячная зарплата составляет 7000 рублей. Однако и этих денег она не получает из-за разного рода штрафов, которые выписывает ей работодатель. В итоге остается около 5 тысяч рублей.

Сам рейд закончился ничем – активисты долго звонили в посольство Таджикистана, представителям таджикских диаспор, а также в ФМС. Но в час ночи никто не хотел ни задерживать таджикских трудовых мигрантов, ни помогать им.

Источник: Эхо Москвы