Общественная палата РФ (ОП) провела экспертизу законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (по вопросу о противодействии экстремистской деятельности в РФ)», предлагающего ужесточить ответственность за экстремистскую деятельность, в том числе СМИ и пользователей Интернете.

В ОП РФ считают, что сначала надо конкретизировать понятие «экстремистская деятельность», а также более четко определить критерии отнесения тех или иных материалов к «экстремистским» в нормы УК РФ и УПК РФ, как это предлагается авторами законопроекта, наряду с конкретными и понятными обществу уголовными составами, такими как «терроризм», «незаконное вооруженное формирование» и т.п».

«Нужно четко прописать условия применения законопроекта, не допускать использовать его не по существу. Все законодательные инициативы, которые могут остановить деятельность СМИ, должны быть понятны в правоприменении, тем более, что существуют негативные тенденции и вольные толкования антиэкстремистского законодательства. Это позволяет превратить в экстремистскую любую критику власти, изымать тираж, закрывать СМИ», — заявил руководитель рабочей группы ОП по подготовке заключения на законопроект, зампред комиссии по СМИ Дмитрий Бирюков.

«Перечень относимых к экстремизму деяний приводит в настоящее время к тому, что правоприменительная практика относит к экстремизму критические публикации в СМИ, частные высказывания граждан, в том числе, в сети Интернет, по поводу конкретных недостатков в различных областях жизни, а иногда даже объявления бытового характера», — говорится в документе Общественной палаты.

По мнению ОП, «предлагаемое законопроектом ужесточение уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ) и за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст.282 УК РФ), в случаях если указанные деяния совершены с использованием сети Интернет, нуждается в дополнительном обсуждении с точки зрения обоснованности расширения действия данных уголовных составов и соответствия положениям ст. 29 Конституции РФ».

«Законом РФ „О средствах массовой информации“ международная компьютерная сеть Интернет не является СМИ. В сети Интернет существуют сайты, зарегистрированные как СМИ, и на них полностью распространяется правовой режим СМИ, но нельзя не отметить, что большая часть информации, передаваемой через Интернет, носит частный, непубличный характер», — подчеркивается в заключении.

В ОП РФ уверены, что «требуют также глубокой проработки» нормы ст. 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», которая предлагает исключить право на обжалование решения суда о включении информационных материалов в федеральный список экстремистских материалов.

Источник: Росбалт