Главное следственное управление ГУ МВД по Петербургу и области отказало в возбуждении уголовного дела по факту наезда на заместителя начальника «убойного» отдела управления Александра Бондарева. Решение неожиданное не только потому, что вопреки всем ожиданиям не сработала корпоративная солидарность, но и потому, что сам инцидент изначально казался очевидным — офицера полиции сбили на пешеходном переходе. Помимо этого неприятности пали на голову и редактора «Фонтанки», помогавшего семье пострадавшего открыть группу «ВКонтакте» для сбора средств — врачи пожаловались на нее в прокуратуру.

Само ДТП произошло 13 сентября днем на Суворовском проспекте, в районе его пересечения с Кавалергардской улицей. По первоначальной информации, подполковника полиции, заместителя начальника «убойного» отдела ГУ МВД по Петербургу Александра Бондарева, сбил автомобиль «Жигули» седьмой модели прямо на пешеходном переходе. Полицейский получил серьезные травмы. Был доставлен в военно-медицинскую академию, где долгое время провел в реанимации. Затем пострадавшего перевели в госпиталь ГУ МВД, где он находится до сих пор. Состояние Бондарева врачи, по словам родных, оценивают как стабильно тяжелое, так как мужчина с первого дня находится в коме.

Спустя три месяца главное следственное управление ГУ МВД выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления. Как и в случае с громким делом «мерседеса-убийцы» (дважды дело прекращалось за отсутствием состава и умерло в связи с примирением сторон), следствие не углядело состава в деле.

Доследственная проверка длилась три месяца. За это время в материалах появилось много странностей. Во-первых, по словам родных Бондарева, сначала изменился адрес, где произошло ДТП, затем выяснилось, что произошло оно вне зоны пешеходного перехода. Когда же семья подполковника заикнулась о видеокамерах, которых много на этом участке, то им стали рассказывать о внезапном отключении света в районе. Дальше больше. Как говорят, в материалах, на основании которых следователь вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, есть показания двух свидетелей, но не коллег пострадавшего, первыми прибывших на место. Есть также автотехническая экспертиза. Она, уверяют коллеги Бондарева, была сделана на средства водителя, сбившего полицейского.

Как бы то ни было, постановление ушло в прокуратуру. Как сообщили в пресс-службе надзорного ведомства, пока предоставленные документы рассматриваются, решение еще не принято.

В то же самое время юристы говорят о том, что практика такова, что с учетом тяжести причиненных Александру Бондареву травм (не важно, полицейский он или рядовой гражданин) должно быть возбуждено дело по статье 264 (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) УК РФ. Уже в рамках дела назначаются все необходимые для определения состава или его отсутствия экспертизы. При этом при возбуждении дела нет принципиальной разницы, уверяют эксперты, на пешеходном переходе произошел наезд или вне его.

Помимо процессуальных сложностей есть проблемы у Бондарева и с медицинским лечением. Как рассказывали «Фонтанке» родственники, поступил подполковник в военно-медицинскую академию, где ему сделали ряд операций. В результате лечения у него наблюдалось значительное улучшение состояния. После этого полицейского перевезли в госпиталь ГУ МВД. Там динамика улучшения, уверяют родные, пошла на спад.

Для того, чтобы оплатить ряд позиций лечения, семья подполковника обратилась на «Фонтанку», редактор которого помогла им открыть группу в социальной сети «ВКонтакте», где был размещен счет. А в ноябре на телефон сотрудника редакции поступил звонок. Мужчина, представившийся оперативником отдела «К» ГУ МВД сообщил ей, что руководство ВМА обратилось в прокуратуру с жалобой на то, что некие мошенники в Интернете собирают деньги якобы на лечение их пациента. При этом, какие основания у медиков были для подобных выводов, остается тайной — ни к редактору, ни к администрации социальной сети с вопросами они не обращались. Пояснить свою позицию они не смогли и корреспонденту «Фонтанки»: пресс-секретарь ВМА заявил, что ничего о таком факте он не знает, а поскольку сам находится на больничном, то и не может узнать.

Еще больше удивляет другое. В свое время в интервью «Фонтанке» начальник ГУ МВД Михаил Суходольский заявил, что сотруднику будет оказана вся необходимая помощь — пусть к нему лишь подойдет начальник подразделения. Однако, как стало известно нашему изданию, полицейские опять сами собирают деньги для оказания помощи семье заместителя начальника убойного отдела.

Услышав об этом, замдиректора АЖУР Евгений Вышенков, в прошлом сотрудник ленинградского УгРО, вспомнил одну историю: «Вначале как это было принято в «Одессе»: в 80-х годах чиновник, отвечающий за распределение жилплощади, делал все возможное, чтобы наш оперативник с женой продолжал жить у себя в кабинете на диване. Мы объединились и устроили ему ту жизнь, после которой на милицейское управление района вышли из Леноблгорисполкомов, попросили пощады и по закону предоставили квартиру. А тогда КПСС еще царствовало. Кстати, начальство наше было в курсе. Я не поверю никогда, что 30 офицеров не могут объединиться по святому поводу и прочесать ГУ от начальника до кабинета следователя, и не поверю, что на них можно было бы нажать или наплевать. А трендеть в курилках — это удел нервно-равнодушных. Это история о недоразвитом гражданском обществе в отдельно взятом управлении уголовного розыска. Значит, время еще не пришло. А вот если это история о дружбе, то дело совсем дрянь».
Непосредственные коллеги пострадавшего делают все возможное. Вопрос — в общей корпоративной солидарности.

Татьяна Востроилова,
«Фонтанка.ру»