23 декабря c.г. состоялся визит адвоката правозащитного центра «Русский Вердикт» Андрея Федоркова в исправительную колонию №14 в пос. Парца Явасского городского поселения Зубово-Полянского района республики Мордовия, где отбывает назначенный Мосгорсудом 18-летний срок активистка «Русского вердикта» Евгения Хасис.

Сейчас в Зубово-Поялнском районе Мордовии расположено 15 исправительных колоний, все — на месте бывших гулаговских зон. По рассказам местных жителей, которые все без исключения как то связаны с зонами (или сидели – или охраняли), порядки по ту сторону колючей проволоки ненамного отличаются от бытовавших там в 30-х — 50-х годах, прежде всего в части использования рабского труда заключенных. Во многих колониях з/к работают «добровольно-принудительно» по 12-16 часов, а иногда и больше. Работают на различных производствах за 75-150 рублей в месяц (Евгения работает на швейном производстве военного обмундирования), изнемогают на тяжелых хозяйственных работах (уборка снега, распил ручной пилой бревён, разгрузка мешков и пр.), постоянно голодают, поскольку зоновская «баланда» не отличается большой калорийностью, многие сходят с ума от бесконечного конвейерного производства. Распространенное явление, по рассказам местных жителей, это и произвол администрации исправительных колоний, когда любого неугодного заключенного могут бросить в сырой, холодный застенок штрафного изолятора, лишая его даже скудной тюремной пищи.

ИК-14, в которой находится Женя, расположена в местности с очень тяжелыми климатическими условиями, кроме того здесь нередки случаи отключения отопления, света и воды. Наша поездка носила во многом экстренный и внеплановый характер, обусловленный отсутствием от Жени писем на протяжении более одного месяца, что стало порождать у друзей и близких вполне обоснованную тревогу. Сразу сообщим, что Женя жива и здорова, письма до неё доходят, а вот с отправкой корреспонденции от неё имеются определенные трудности, вызванные строгим режимом цензуры. Так что переписка будет происходить с определенной временной задержкой. Напоминаем почтовый адрес Евгении для писем:

431150, респ.Мордовия, Зубово-Полянский р-н, п.Парца, ФКУ ИК-14, Хасис Евгении Данииловне, 1985 г.р.

Мордовская ИК-14 считается самим строгим по условиям содержания и отбывания наказаний женским исправительным учреждением в России. Не случайно ранее здесь содержалась и опальный юрист «ЮКОСа» Светлана Бахмина.

В этой колонии, расположенной в самом сердце бывшего гулаговского «Дубравлага», отбывают срок женщины, приговоренные к длительным срокам лишения свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления, рецидивисты, довольно много цыганок (сидят преимущественно за преступления, связанные с наркоторговлей), но есть и осужденные за экономические преступления. Контингент довольно специфический, много женщин, страдающих психическими расстройствами, присутствуют и такие социальные монстры, как убийцы, лишившие жизни собственных детей. Вот в такую среду криминальных и деклассированных элементов волей российского правосудия помещена Евгения Хасис, чья вина, как известно из судебного процесса, заключается в том что она «в неустановленное время в неустановленном месте неустановленным способом подала неустановленный сигнал». По словам Жени, из всей массы заключенных, хоть какое-то осмысленное общение возможно не более чем с 5-10% соседей по колонии.

Но тяготы и испытания не сломили Женю, она держится, не роняет своё достоинство и за те три с небольшим месяца пребывания в колонии уже смогла завоевать уважение (прежде всего, по причине своего интеллекта, культуры поведения, образованности и юридической грамотности) как среди заключенных, так и администрации.

Однако, московские борцы с т.н. «экстремизмом» из очень специальных служб не оставляют Евгению в покое и в Мордовии. По их приказу Евгению Хасис помещают в ШИЗО (штрафной изолятор), несмотря на то, что никаких нарушений порядка отбытия наказания Евгения не совершала. Цель столичных гастролеров – заставить Евгению дать какие-то интересующие их показания, взамен обещая какие-то послабления. Ранее аналогичные предложения делались и Никите: «Визитер сообщил Никите, что «не все еще потеряно» и у Никиты «есть возможность изменить свою судьбу, сообщив интересующие ФСБ сведения».

Единственный способ противодействия незаконному давлению на Женю и Никиту – это регулярные поездки к ним адвокатов (как минимум раз в месяц). Однако в виду удаленности колоний, транспортные расходы стали слишком велики и без посторонней помощи мы уже не справляемся. К концу года все имевшиеся в распоряжении «Русского вердикта» резервы исчерпаны. В этой связи мы обращаемся к Вам, дорогие друзья, с просьбой оказать финансовое содействие на оплату транспортных расходов, связанных с регулярным посещением Жени и Никиты в будущем 2012 году.

Денежные переводы (пожертвования) на принимаются на яндекс-кошелек 41001115143479 (платеж можно сделать через любой терминал оплаты услуг сотовой связи).

Другой способ – личная встреча. Так посильную помощь Вы можете оказать при личной встрече с представителями «Русского вердикта» (уполномочены по этому вопросу Алексей Барановский и Александр Васильев), а так же с отцом Никиты – Александром Тихоновым. Кроме того, банковский перевод можно сделать по реквизитам, которые указаны тут.

Дополнительно сообщаем, что в настоящее время продолжается работа над двумя жалобами в Европейский суд по правам человека, которые вскоре будут направлены в Страсбург. И эта работа оплачена лишь на 2/3. Таким образом, финансовая поддержка со стороны общественности будет как нельзя вовремя. Всех неравнодушных заранее благодарим.

Так же просим распространить это сообщение.

Источник: Русский Вердикт