Как Навальный и предупреждал;), господин Кудрин (ныне оппозиционер;) , изрёк программу по продлению агонии режима:

События последнего месяца очевидным образом изменили общественно-политический климат в стране.
С одной стороны, характер проведения и официальные итоги парламентских выборов привели к формированию массового протеста, выходящего за рамки собственно митингов и не ограничивающегося численностью пришедших на них (репортажи о митингах посмотрели миллионы, полагаю, что многие из этих зрителей солидарны с выдвигающимися требованиями, и прежде всего — с требованием честных выборов).

С другой стороны, власть выразила готовность к проведению политической реформы, на которую два месяца назад не приходилось и рассчитывать.

При этом понятно, что пока между сторонами – общественным движением и властью – зияет пропасть.
Часть протестующих стремится радикализировать ситуацию, выдвигая требование немедленно и окончательно удалить Владимира Путина с политического ландшафта России. Любые попытки диалога этой частью отвергаются как проявление «соглашательской позиции».

Власть, в свою очередь, возможность диалога допускает, но не видит для него субъекта: представители оргкомитета митинга пока не выработали конкретных предложений ни по механизмам реализации его решений, ни по формату диалога.

Какая именно группа участников митинга будет представлять общие интересы?
Есть ли единая позиция, как минимум, внутри оргкомитета митинга? По моей информации, усилия по ее формированию предпринимаются, но они не завершены.

Вырисовываются две основные, на мой взгляд, проблемы и, соответственно, две основные задачи текущего политического момента: во-первых, институционализация протестного движения (как минимум – до уровня появления субъекта для диалога); и во-вторых, – ограничение пропасти (повестки дня для этого диалога) до ширины, которую можно преодолеть в один прыжок.

К сожалению, последовательно эти задачи не решить: повестка дня влияет на состав представительства и наоборот.
Мои предложения по алгоритму решения таковы…

По повестке дня: пока сосредоточиться на требовании признания властью несправедливости прошедших парламентских выборов (именно несправедливости в широком смысле, – включая установление существующих правил парламентской игры; легитимность – это правовая категория, доказать ее наличие или отсутствие может только суд) и, соответственно, проведения внеочередных выборов по новым справедливым правилам.
Без признания несправедливого характера парламентских выборов справедливость президентских окажется под вопросом, какими бы честными они не были на самом деле.

Организация внеочередных парламентских выборов потребует предварительного широкого общественного обсуждения предложенного властью пакета реформ в части избирательного законодательства и партийного строительства, – с целью выяснения его адекватности и достаточности. Подготовка проведения выборов по новым правилам потребует года — полутора напряженной работы.

Прозвучавший на проспекте Сахарова лозунг «ни голоса за Путина» – не требование к власти, а призыв к избирателям.
Думаю, было бы принципиально важным удержаться в этих рамках. Попытка одновременного реформирования двух из трех конституционных ветвей власти – и представительной, и исполнительной (еще и при немощной судебной) – несет в себе слишком большие риски для нашей страны.

Кроме того, уже в новых политических условиях, при благоприятных обстоятельствах, оппозиция сможет выдвинуть единого конкурентоспособного кандидата не ранее, чем через 1,5-2 года.
Собственно, сегодня это все понимают: кто бы не вышел соревноваться с Путиным на мартовских выборах, даже за рамками списка зарегистрированных кандидатов, — он проиграет даже при самом честном подсчете голосов.

По институционализации протестного движения: необходимо создать «рабочую группу» (парламентского типа), численностью, например, 30 человек, участники которой будут отбираться путем общественного голосования (в частности, в интернет-сети).
Эти «парламентарии» могут назначить небольшую группу профессиональных переговорщиков, которая будет им полностью подотчетна. Кроме того, было бы крайне желательным, чтобы к участию в этой рабочей группе присоединились представители оппозиционных партий, прошедшие в парламент.

Считаю, если эта задача будет решена, мы окажемся в новой, существенно более перспективной политической реальности.

Источник: Эхо Москвы