Подробности ЧП в донецком супермаркете. Журналисты закрывали телом свои камеры, а в это время их били по голове.

Блогосфера гудит как встревоженный улей. Журналисты, блогеры и просто сочувствующие на сайтах и в соцсетях обсуждают то, что произошло в понедельник, 23 января, в Донецке. То, что заставило не только местные СМИ, но и всеукраинские, встать «плечом к плечу». Это ЧП в супермаркете «Сокол». Охрана и администрация которого, по-видимому, считает законы своего магазина весомее законов Украины. Считает, что супермаркет — не общественное место, а практически квартира. И что избить человека только за то, что он фотографирует — это нормальное дело. Итог: кровь, сломанный нос и сотрясения мозга. Не у охраны. У журналистов. У таких же посетителей, как и вы — кто идет в магазин, расчитывая, что купит качественные продукты. А сомнения в этом есть у каждого из нас. Тем более, что повод магазины дают весомый: во многих торговых учреждениях просрочки на полках — завались. Да и камер боятся панически. Хотя, чего паниковать, если в магазине соблюдаются все нормы? Вот то-то и оно. Но это уже тема отдельного разговора. А пока приводим запись блогера Павла Колесника из Живого Журнала. Тут очень подробно все рассказано. И даже есть видео.
«Сразу хочу написать — хотя нас избивали кавказцы, скорее всего азербайджанцы, я очень не хочу, чтобы в Донецке началась разборки на национальной почве. С этим нужно что-то делать, обязательно учитывая этническую составляющую — но только в рамках закона.

… в Донецк приехали киевские журналисты из «Украинского тыжня» Богдан Буткевич и Андрей Ломакин. Они планировали написать статью о рейдах по супермаркетам, об информационном проекте «Украина без холопов», и для этого хотели увидеть собственными глазами как все происходит в супермаркетах. Кроме них на небольшую прогулку по магазинам собрались Дмитрий Коробко, Влад Беспалов, Павел Колесник и Станислав Федорчук.

…Мы отправились в торговый центр «Сокол» возле ОЦКБ. Совсем недавно там прессанули девушек с фотоаппаратами и журналисты решили проверить, что там вообще происходит. Влад Беспалов к этому времени уехал домой.

Долго поснимать в «Соколе» нам не удалось. Очень быстро появился молодой человек южной внешности и грубо спросил, на каком основании мы снимаем. Как обычно, я назвал основание — мы граждане Украины, а в этой стране фотографировать в торговых залах разрешено.

— Покиньте магазин! — заявил молодой человек.

— А вы кто?

— А? — такое впечатление, что русский он освоил еще не очень хорошо.

— Вы кто?

— Я говорю, шо вы покиньте магазин.

— Кто вы?

— Я администратор этого магазина.

— На каком основании вы хотите, чтобы мы покинули магазин?

— На том, что вы снимаете.

— Но это же разрешено законом, — пытаюсь завязать дружелюбный разговор и вывести человека на дискуссию.

— Каким разрешено? Вы у администрации спросили?

— Статья 50 Конституции Украины…

— У администрации спросили, можно или не можно? — не слышит меня «администратор».

Пытаюсь вновь что-то объяснить о законах, но он уже не реагирует и говорит кому-то: «Охрана где?»

Весь разговор можете посмотреть на видео, через минуту подходят другие люди южной национальности, и заявляют, что фотосъемка запрещена.

— Законы Украины разрешают, — настаиваем мы.

— Да какие законы Украины! — повышает голос парень. — Ты у администрации спросил?

Я считаю, что в этой фразе вся суть происходящего. К нам приходят торговые сети из Европы, стремясь внедрить свои противоречащие украинским законам правила. К нам приходят со своими правилами торговцы с Кавказа и они тоже плевать хотели на законы страны, в которой живут и зарабатывают. Отечественный бизнес поступает точно так же.

Мы живем в стране, в которой правят торгаши, а не законы. Но должно быть наоборот.

Кавказцы сразу перешли к делу — начали выталкивать, вырывать камеры из рук и бить в голову. Мой телефон, на который я снимал это видео, спас только шнурок на запястье и громкие крики «Грабят!» — мне удалось его высвободить. Андрей Ломакин как мог спасал свой «Марк», получая удары по телу и голове, Станиславу тоже доставалось за его фотоаппарат. Диму и Богдана только выталкивали, серьезные удары сыпались исключительно на тех, кто снимал.

У выхода я получил удар в лицо, упал в снег, увидел свои помятые разбитые очки и капающую с лица кровь на снегу. На видео слышен торжествующе-истеричный голос ударившего, который на ломаном русском говорит:

— Тебе показали? Видеосъемка запрещена!

Этот момент на видео:

Я поднимаюсь, пытаюсь отойти в сторону, в руке держу мобильный телефон. Он это замечает и начинает вырывать телефон из рук, я уворачиваюсь, зову на помощь. На помощь к кавказцу подбегают еще трое южан, но я успеваю спрятать мобильный в карман на молнии. Они кричат, что порешат меня, если я его не отдам, один засовывает руку в карман, я вновь уворачиваюсь. Без очков ничего не вижу, у меня близорукость -10, Богдан вытаскивает меня на другую сторону дороги и тащит в аптеку. Из рассеченного носа и лба капает кровь. У меня перелом носа и сотрясение мозга.

Станислава Федорчука кавказцы повалили на входе и начали избивать, он говорил, что прикрыл голову руками, но все равно пропускал удары — у него сотрясение мозга.

Фотокорреспондента «УТ» Андрея Ломакина также били по голове. Спасая камеру, он даже не смог прикрыться и потерял сознание — у него сотрясение мозга.

Милиция ехала минут 30, мы написали заявления, объяснения, слили следователям видео, на котором видны лица кавказцев. Дело передадут в прокуратуру, так как кроме избиения и попытки грабежа это 171-я, нападение на журналистов. Затем скорая увезла нас по больницам.

Сейчас я и Станислав дома, а киевляне в поезде, едут домой.

Позвонили с радио «Свобода» и сказали, что обратились за комментами в «Сокол» — они рассказывают, что мы скинхеды и пришли их, кавказцев, бить, а они оборонялись. Нет слов. На наших рейдах мы демонстративно не сопротивляемся, даже убираем руки за спину в напряженных ситуациях, так как уверены, что насилию в общественной деятельности места нет. Каждый удар по нам они в конечном счете наносят по себе — сейчас я уверен в этом как никогда.

Друзья, спасибо всем за поддержку. Рейды по супермаркетам и другим проблемным местам будут продолжаться, потому что в нашей стране должен торжествовать закон.

И под конец хочу еще раз высказать свое мнение — не нужно рассматривать эту ситуацию как противостояние национальностей. Перед законом все равны, даже этнические группировки. Но мы все прекрасно понимаем, что гости из некоторых стран чаще других не уважают наши законы, а вероятно даже презирают их. Допускать этого нельзя, но я прошу не обвинять в случившемся всех азербайджанцев, а только тех, кто совершил преступление. Русские и украинцы должны в этой ситуации показать пример здравого смысла. И я очень надеюсь, что в прокуратуре дело не спустят на тормозах».

Источник: Donbass.ua