Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций в России раввин ЗИНОВИЙ КОГАН

«Портал-Credo.Ru»: На днях опубликована статья кандидата в президенты РФ — премьера Владимира Путина — по поводу национального вопроса. Премьер связал этот вопрос и с религиозными проблемами. Как бы Вы прокомментировали основные положения этой статьи?

Раввин Зиновий Коган: Это было очень интересно и важно. Хотя не в первый раз освещаются эти проблемы — проблемы положения этнических групп и самой большой из них — русских, а также проблемы внешней и внутренней миграции. Все это, безусловно, злободневные и важные вопросы. Кандидат в президенты – премьер-министр Владимир Путин — поднял их очень вовремя — в предвыборный период. Да и для будущего России это важно.

Я согласен со многими пунктами. Я согласен, что русская культура, русский народ — это то, что объединяет нашу страну в наибольшей степени. Мы все работаем на Россию — маленькие этносы, большие — но мы видим и знаем, что русские люди и РПЦ — это то, что является «кровеносными сосудами» России. Это очень важно для каждого жителя нашей страны.

— Что нового привнесла эта статья?

— Я не совсем согласен с Путиным, когда речь идет о необходимости возрождения министерства национальностей, которое в свое время было ликвидировано. И отменили пятую графу в паспортах.

Потому что наша национальность на обложке паспорта — Российская Федерация. И мы все граждане страны. Национальность как гражданственность — это, по-моему, одно и то же.

А вот вместо национально-культурных автономий нужно развивать этнокультурную политику, в том числе и русскую, безусловно. А то мы о других говорили, а о русских — нет.

На самом деле, как у каждой семьи есть свои особенности, так и у каждого этноса есть нечто особенное — и у русских тоже. И здесь было, возможно, упущение. Было бы справедливо, чтобы этнокультурная политика русских людей точно так же присутствовала, как этнокультурная политика других национальностей, куда входит религия, музыка, танцы и так далее. Перед этим «и так далее» я бы поставил малые города, поселки, села.

Забота об этнической культуре русских должна заключаться в том, что надо поднимать именно деревни.

— Культуру провинции?

— Да, потому что русская культура, русский дух прорастают в провинции, а не в больших городах. Большие города — это Вавилон, тут смешение всего. Но, помня историю о Вавилонской башне, мы не должны забывать, что Господь велел людям «расстилаться по земле», то есть жить, ногами опираясь на землю — не на асфальт, не на пол в квартире на двадцатом этаже, а на землю. И все самое здоровое находится в провинции. Поэтому надо провинцию поднимать. Это было бы практическим ответом на то, о чем справедливо говорит Владимир Путин. Но начинать надо с провинции.

— Путин говорил об опасности потока мигрантов, которые ничего не знают о России, ее языке и культуре. И предложил ввести экзамен по языку и по истории нашей страны для тех, кто хочет здесь жить или зарабатывать. Но возникает вопрос: а если такой экзамен провести среди нашего коренного населения, то многие ли его сдадут?

— Да. Если бы я был консультантом Путина, то я бы сказал, что проблема не в экзаменах — люди всегда боятся этих экзаменов, — а в обучении, то есть просвещении — нужно дать им образование. Мигранты должны пройти через интеграционные центры уже там, в тех республиках, из которых они хотят приехать. Там за счет собственных средств, раз они хотят приехать к нам, они могли бы изучать и русский язык, и русскую культуру. А приезжая сюда, они могли бы посещать как бы краткие курсы усовершенствования.

В России мы должны иметь такие центры, где бы они знакомились с Конституцией, с основными законами — чтобы быть законопослушным, нужно понимать и знать немного, но самое важное, — а также русский язык, русскую культуру и историю России. И пока мигрант проходит эти курсы (это некоторые расходы, но они сторицей окупятся), ему бы могли бы предложить несколько мест работы в том или ином регионе России, где он будет наиболее полезен. Вот в чем должна состоять задача миграционной службы.

Мы должны создать российские агентства в тех странах, откуда идет большой поток мигрантов, по договоренности с властями этих республик. И там уже вести такую работу, чтобы желающие через это агентство ехали потом в Россию.

— То, что когда-то называлось «оргнабор»?

— Да, грубо говоря. И он должен производиться через центры уже в тех республиках, которые бы «давали добро» на поездку сюда. А тут бы их встречали и создавали им человеческие условия для жизни — чтобы они ни в лачугах жили и ни в подвалах в мороз, как сейчас.

Важно, чтобы люди уже там знали, куда они поедут и чем будут заниматься сначала. Потом он может поступить в МГУ и стать ректором. Но не все сразу.

Нам все это нужно воспринимать как благо — приезжают новые люди, новые силы. При этом это должно происходить организованно, а не стихийно. Мы сами должны быть патриотами своей страны и воспитать патриотизм в приезжих.

Религия здесь имеет большое значение. Она меняется вместе с людьми. То есть вера остается, все основное остается, но формы меняются. Двери храмов нужно чуть шире открыть для людей. И священнослужители различных конфессий должны больше видеть перед собой молодых людей. Их успех — это приход молодежи. Чтобы каждый священнослужитель понимал, что после него будут вот эти люди.

Беседовал Владимир Ойвин,
Источник: «Портал-Credo.Ru»