Гербер Таеге «Европейская конфедерация» и планы SS (рецензия на книгу Ганса Вернера Нойлена «Европа и Третий Райх»).

В 1987 году в Мюнхене вышла в свет книга Ганса Вернера Нойлена «Европа и Третий Райх — Проекты объединения германских властных структур 1939-45 годов». В этой книге документально рассказывается о тех сторонах национал-социалистической идеологии, которые резко контрастируют с привычным негативным «имиджем» этого политического учения. А более конкретно, в ней идет речь о проектах устройства Европы, разрабатывавшихся в СС-Хауптамт и в секретариате райхсляйтера Бальдура фон Шираха.

Идея «Европейской конфедерации»

Вот несколько цитат из книги Нойлена: «Мозговым центром, где разрабатывалась европейская идеология СС было «СС-Хауптамт» (главное управление СС), «Амтсгруппа D» (или «европейская служба, ранее называвшаяся «Germanische Leitstelle») и Амтсгруппа C. В рамках «Амтсгруппы D» миссия выработки ключевых идеологических проектов была доверена Александру Долежалеку. Его планы для Европы основывались на федералистских концепциях. Долежалек старался ответить адекватно на решительный вопрос, заданный в 1944 году писателем Карлом Дюсселем: «Почему вы, немцы, молчите? Почему вы не скажете нам ясно и разумно, каким вы видите будущее, наше будущее, будущее Европы?» Ответом Долежалека было Европейская Конфедерация…»

Далее Нойлен описывает избранную Долежалеком тактику, которая предполагала два этапа. Первый этап был нацелен на то, чтобы заставить Союзников снять выработанное в Касабланке требование «безоговорочной капитуляции», «unconditionnal surrender». Этот план в первой своей фазе предполагал внушение англо-саксонцам мысли, что близится новое Раппало и что Райх уже подготовил заключение мира со Сталиным. Внутри страны национал-социалистический режим должен был социализировать германскую экономику, приближая ее к советской модели. Согласно Долежалеку, страх перед русско-германским социалистическим блоком должен был заставить англо-саксонцев отказаться от требования «безоговорочной капитуляции». Во второй фазе предполагалось начать переговоры с англичанами и заключить с ними временно мир на западе и на юге. Далее Нойлен пишет: «Конечно, внутри самой нацистской системы существовала оппозиция планами Долежалека. Во-первых, потому, что его план предполагал во внутренней структуре, что немецкая система должна была бы перестроиться на коммунистический лад. Это было воспринято скептически немецкой Службой Безопасности. Кальтенбруннер после приватной беседы отклонил этот проект, найдя его слишком опасным. Еще более скользким был момент, касающийся личности нацистских вождей. Достижение главной цели, то есть перемирия на западном фронте, нельзя было достичь, пока всемогущий диктатор Гитлер оставался во главе государства. Вот почему было задумано изменить внутреннюю структуру Райха, потеснив Гитлера и предоставив ему формальную должность «президента Райха», выдвинув на первый план Райхсфюрера СС (Генриха Гиммлера).»

Европейский паспорт

Общие планы, разработанные Долежалеком, содержали большое количество крайне интересных тезисов. Очень показателен «Тезис Nо3″, касающийся будущего мира в Европе. Европа, по мысли Долежалека, станет федерацией, «европейской Конфедерацией», основанной на принципах добровольного сотрудничества, национально-этнических свобод и гибкого социализма, чья структура и характер должны варьироваться в зависимости от национальной и культурной специфики регионов. Европейская программа не только означала изменение внешней политики Райха, радикально отказываясь от империалистического курса, но и облегчала диалог с западными государствами. «Европейская Хартия» конкретно отражала предложения нового «фундаментального порядка» для будущей Европы, насколько это было еще возможно в трагических для Германии обстоятельствах 1944 года. Чтобы конкретизировать идеал правового равенства всех европейцев, Бюро Долежалека предлагало создать новый тип паспорта, «европейский паспорт», который выдавался бы иностранным рабочим и всем европейцам, пожелавшим его получить. Он должен был иметь хождение наряду с обычным паспортом, удостоверяющим национальность и гражданство, но при этом было предусмотрено постепенно увеличение льгот, даваемых именно европейским паспортом. Департамент планирования уже разработал такой паспорт совместно с Министерством внутренних дел и 42 двумя высшими инстанциями Райха, но этот проект так и не получил своего воплощения.

Идея мира в Европе

Но о концепции Европы думали не только в Амтсгруппе D. С конца 1944 года к работе подключилась Амтсгруппа C. Этот департамент выдвинул в октябре 1944 проект под названием: «Политические задачи немецких офицеров и унтерофицеров, направленных в иностранные отделения Ваффен-СС». Автор этого проекта не оставлял никаких сомнений в своем желании резко отбросить все империалистические и пангерманистские аспекты немецкой политики, которая должна была бы обречь малые народы на насильственную ассимиляцию. Он также отвергал идею недифференциированного и монохромного равенства всех народов, и особенно американский идеал сплавления разноэтнических иммигрантов в одно сообщество. Этим моделям Амтсгруппа C противопоставляла европейскую концепцию Volksgenossenschaft (содружества народов), чьи члены не должны были бы быть при этом перемолоты в общей мельнице…

«Идея мира в Европе все же не была до конца свободна от догм национал-социализма, пишет Нойлен, но некоторые аспекты этой идеологии — тоталитарный принцип Вождя (Fuhrerprinzip), немецкая претензия на доминацию — были отброшены. Был проделан большой путь от идеи доминирующего Немецкого Государства, находящегося под полной гегемонией Германии, до высокой идеи «Европейской Конфедерации», в которой каждый народ был бы свободен устанавливать по своему усмотрению особый политический строй и устраивать по своей воле свою политическую судьбу».

Нойлен приводит документ СС-Хауптамт, где утверждается, что целью войны отныне является достижение «европейского мира». Данный проект сводился к семи основным пунктам:

а) план мира для Европы;
b) социализм volkisch (т.е. социализм, устроенный при учете этнической и национальной специфики);
с) экономическая кооперация;
d) свобода для всех народов и этносов;
e) защита малых народов;
f) свобода труда.

Документ завершался фразой: «Резюме. Германия ведет войну для достижения позитивной цели — для создания Европейской Конфедерации, дружеской и социалистической общины народов Европы».

Еще более выразителен документ, приводимый Нойленом под номером 24. Это подлинный текст «Европейской Хартии». Учитывая его значимость приводим его здесь целиком.

Европейская хартия

Учитывая, что вражеские силы обнаружили сегодня свои военные планы, имеющие целью лишь разрушение, руководство Райха, вместе с правительствами дружественных держав — Норвегии, Эстонии, Латвии, Дании, Богемии-Моравии, Италии, Франции, Венгрии, Румынии и Хорватии — решили обнародовать те принципы, на которых должна была строиться Европа будущего, после победы ее армий. Европейские силы созидания бьются за утверждение пяти основополагающих правил, шести основополагающих свобод и семи основополагающих прав, предоставленных каждому народу:

Пять основополагающих правил:
1. Устройство мира по принципу больших пространств континентального объема.
2. Устройство нашего континента по принципу Европейской Конфедерации.
3. Устройство конфедеративной экономики по принципу разделения труда, взаимопомощи и сотрудничества.
4. Устройство жизни каждого народа по принципу Volksgemeinschaft (т.е. по принципу национальной общины, постоянно утверждающей и защищающей уникальную специфику, свойственную каждому этническому или национальному образованию).
5. Устройство семьи как первичной органической ячейки каждой нации.

Шесть основополагающих свобод:
1. Свобода народов от любого насилия, проявляемого мировыми сверхдержавами.
2. Свобода народов самим устанавливать внутренний национальный строй.
3. Свобода народов защищаться от любого вида внешнего угнетения и всякого Umvolkung (т.е. спланированного изменения этнической субстанции, исторически обосновавшейся на конкретной территории, методом переселения инородческих этносов).
4. Свобода личности от всех нарушений ее автономии в той сфере, которая касается вопросов индивидуальной ответственности.
5. Свобода национальных культур от всех форм культурного давления и массификации.
6. Религиозная свобода от Gottlosigkeit (т.е. безбожия, утраты чувства Божественного) и от всякой политической манипуляции.